UAEN
Абонент недоступен: почему не работает мобильная связь в Донецке и Луганске
15 января, 2018
Data?1516046691
Жители оккупированного боевиками Донецка в очереди за сим-картами перед офисом местного оператора мобильной связи «Феникс», 15 января 2018 года. На неподконтрольной Украине территории прекратил работу украинский мобильный оператор Vodafone Фото: EPA-EFE / ALEXANDER ERMOCHENKO

Анна Тохмахчи, Игорь Шевчук

«Нет связи никакой. Позвонить не могу дочери в Днепропетровск. Говорят, Украина перебила кабель», — рассказывает журналистам по Skype пенсионерка Тая из Ждановки. Skype ей установила дочь, а откуда у нее берется интернет, женщина не знает. «Я на 350 гривен пополнила на год «Водафон», а теперь он не работает», — паникует она. Что случилось со связью на оккупированной территории, исчез ли Vodafone навсегда и кому это может быть выгодно, разбиралось Громадское.

Что случилось?

Проблемы с мобильной связью на оккупированной территории уже 4 дня: не работает Vodafone — единственный украинский мобильный оператор, который оставался для связи с неподконтрольной территорией. Жители оккупированных городов пишут в соцсетях, что с перебоями работает также роуминг российского МТС и даже местные операторы — донецкий «Феникс» и луганский «Лугаком».

Выключился Vodafone 11 января. О «прекращении предоставления некоторых услуг мобильной связи на неподконтрольных территориях» в отчете сообщила и специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине.

Сепаратисты причиной остановки обслуживания абонентов назвали повреждения магистрального оптоволоконного кабеля в районе поселка Оленевка Донецкой области. Ресурсы боевиков уверяют, что ремонт невозможен, поскольку Вооруженные силы Украины не допускают к тому участку ремонтные бригады.

Со своей стороны, в пресс-службе компании Vodafone-Украина Громадскому сообщили, что кабель поврежден в двух местах: на неподконтрольной территории и в «серой зоне».

«Действительно, 11 января повредили магистральный кабель, на сегодняшний день большая часть территории остается без связи, в том числе и неподконтрольная. Одно из повреждений в «серой зоне», там можно провести ремонт, если обеспечить физический доступ к участку. Я не хотела бы сообщать точные координаты участка, ведь это может быть предметом манипуляций и вообще опасно», — прокомментировала Громадскому пресс-секретарь Vodafone.Украина Виктория Рубан.

В тот же день будто бы из-за большой нагрузки на сеть возникли проблемы со связью у луганского мобильного оператора «Лугаком», а также начались сбои в работе донецкого «Феникса».

Очереди за «симками»

После отключения Vodafone как в Донецке, так и в Луганске выстроились очереди в почтовые отделения за сим-картами местных мобильных операторов. Как сообщают местные жители, иногда люди стоят в очередях с утра, однако «симок» на всех все равно не хватает.

«Все у нас уже на «Фениксе», смотрю, что и «скорая» тоже, наверное нам всем надо переходить», — рассуждает Тая из Ждановки.

Володя из Луганска из патриотических соображений на местный «Лугаком» переходить не собирается, но говорит, что очереди за стартовыми пакетами оператора выстраивается уже третий день подряд.

«Пользуюсь «Интертелекомом», — рассказал он Громадскому. — На удивление, еще работает, но об этом мало кто в Луганске знает. Пополняю через интернет. «Лугаком» работает плохо, с него еще можно в Россию позвонить, 10 рублей минута. А сейчас все наконец узнали, что и «Интретелеком» еще доступен. А патриотически настроенные здесь без связи. Звонят только с Viber».

По его словам, сим-карта луганского мобильного оператора стоит 120 рублей (около 60 гривен). Для сравнения, цены на стартовые пакеты мобильных операторов, работающих в Украине, в частности Vodafone, колеблются от 25 до 75 гривен.

Очередь за сим-картами возле офиса оператора мобильной связи «Феникс» в оккупированном боевиками Донецке, 15 января 2018 Фото: EPA-EFE / ALEXANDER ERMOCHENKO

Убрали конкурента?

В так называемом министерстве связи «ДНР» заявляют: варианты возобновления работы Vodafone на неподконтрольной территории «отрабатываются», однако обвиняют в блокировании ремонтных работ украинских военных.

«В субботу появился план постройки радиомоста с одной из опорных высоких точек, и перекинуть его для возобновления связи в определенном объеме. Со своей стороны мы этот канал «подняли», а со стороны Украины мост не подключили», — цитируют сепаратистские СМИ так называемого министра связи Виктора Яценко. 

В то же время экс-командир батальона боевиков «Восток» Александр Ходаковский написал в Facebook, что руководство самопровозглашенной «ДНР» не собирается возобновлять работу Vodafone,  чтобы вынудить людей перейти на местный «Феникс». То есть, убрали конкурента:

«Не хочу нервировать жителей, но прошел компетентный слух, что кое-кому из «верхов» пришла в голову мысль не восстанавливать вражеский МТС. Оставить один лишь «Феникс», пусть и подконтрольный нам, но и без того перегруженный и уязвимый — не по государственному». 

Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территории Георгий Тука в эфире «Еспрессо.ТВ» рассказал, что боевики так называемой «ДНР» решили захватить оборудование мобильного оператора:

«Дело не в Vodafone. Как любая коммерческая компания, они прежде всего заинтересованы в заработке, терять абонентскую базу нет смысла ни одному оператору. Фактически, мы являемся свидетелями рейдерского захвата части оборудования Vodafone. Поскольку сепаратистский «Феникс» вне закона, никакого законного роуминга с этой компанией быть не может априори».

По словам Яценко, так называемое «министерство связи «ДНР» Vodafone «не отжимали», поскольку есть собственный «Феникс». Оператор планирует в течение месяца расширить возможности базовых станций, хвастаясь, что за последние четыре дня к «Фениксу» присоединилось 50 тысяч абонентов. Неудивительно, ведь альтернативы нет:

«Сейчас сеть действительно перегружена, у нас более 675 тысяч абонентов, и их количество постоянно возрастает», — добавил самопровозглашенный министр.

Но смогут ли мобильные операторы боевиков «Феникс» и «ЛугаКий» собственными силами обеспечить связью неподконтрольные территории? В компании «Киевстар» Громадскому сообщили, что после вывода мощностей оператора с неподконтрольных территорий, сепаратистам осталось только «мертвое железо», создать из которого полноценную мобильную сеть было бы достаточно сложно.

«Мы не знаем на базе чего создали этот «Феникс». С февраля 2015 года «Киевстар» прекратил работу на неподконтрольной территории. Наше оборудование, которое осталось, к примеру, в оккупированном Донецке, частично повреждено. Кроме того, наши специалисты, которые там работали, отключили все коммутаторы от информационной системы. Персональные данные наших клиентов защищены. Следовательно, там осталось «мертвое железо». И этих базовых станций было бы недостаточно для того, чтобы создать новую мобильную сеть, которая бы заработала. К тому же, наша сеть закрыта, на номера «Киевстар» невозможно позвонить из этих сетей «Лугаком» или «Феникс», — сказала Ирина Леличенко, пресс-секретарь «Киевстара».

Так называемый «министр связи» самопровозглашенной «ДНР» Виктор Яценко во время пресс-конференции в оккупированном боевиками Донецке, 15 января 2018 Фото: EPA-EFE / ALEXANDER ERMOCHENKO

Как будут восстанавливать?

Перед началом восстановления поврежденной линии в Vodafone.Украина ждут гарантий безопасности.

«Мы обращались ко всем сторонам, которые могли бы позволить бригаде выехать на место, это и Донецкая областная администрация, и ОБСЕ, и Совместный центр контроля и координации прекращении огня. — сказала пресс-секретарь «Vodafone Украина» Виктория Рубан. — Однако пока не получили разрешения и гарантий безопасности. Мы бы хотели восстановить связь, ведь там наши люди живут. Насколько я понимаю, украинских операторов на неподконтрольной территории не осталось, большинство пользовалась Vodafone, а это несколько миллионов человек».

В Донецкой областной военно-гражданской администрации нам сообщили, что заявка от Vodafone о запросе на проведение ремонтных работ на участке в так называемой «серой зоне» Волновахского района действительно есть. Сложность в том, что работа по заявкам на прекращение огня усложнилась, после выхода российских офицеров из состава Совместного центра контроля и координации прекращении огня. То есть фактически некому обезопасить ремонтные работы «с той стороны», сообщила Громадскому Татьяна Игнатченко, пресс-секретарь Павла Жебривского. По ее словам, в настоящее время ищут механизм, чтобы все-таки работать в таком режиме:

«Мы передаем заявки украинским офицерам в СЦКК, а они уже этот вопрос будут решать с миссией ОБСЕ, это пока единственный вариант. Это действительно сложный участок. Знаю, что у нас лежат уже долгое время заявки на проведение работ, но не давали гарантии безопасности, даже пока работал в полном объеме СЦКК».

Руководитель украинской стороны Совместного центра контроля и координации прекращения огня на Донбассе Юрий Остах в комментарии Громадскому сообщил, что восстановление поврежденных линий могут начать уже 16 января:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Под одной крышей с врагом»: интервью с руководителем украинской стороны Центра контроля за прекращением огня на Донбасс

«Да, действительно у нас есть запрос на проведение ремонтных работ от компании Vodafone. Мы договариваемся о проведении ремонта с ОБСЕ. В заявке просят срок в месяц — с 16 января по 16 февраля. Столько времени нужно, потому что явно не ежедневно будут ремонтировать. Мы передали это представителям специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, они передадут сотрудникам в Донецке, а те — руководителям боевиков, чтобы мы могли гарантировать безопасность ремонтной бригаде. Уже завтра, надеемся, смогут ли начать ремонт. Такая схема работы через ОБСЕ (после выхода российских офицеров из состава СЦКК) работает, мы очень довольны сотрудничеством. Договариваемся и о прекращении огня на других участках».