UAEN
Баррикады и «молчание мертвых»: на что стоит посмотреть на выставке «Революционуймо» («Давайте революционировать»)
22 ноября, 2018

Елена Зашко

В Мистецьком Арсенале (национальный культурно-художественный и музейный комплекс в Киеве) стартует международная выставка современного искусства «Давайте революционировать». Это — опыт 15 стран о том, как творить искусство в кризисные времена. Одной из ключевых тем стала Революция Достоинства. Свои работы здесь представят более 30 художников. Громадское рассказывает о шести объектах выставки, которые стоит увидеть.

Проект «Пары» художника Джеймса Беккета из Южно-Африканской Республики. За несколько дней в стенах Арсенала художник создал четыре пары инсталляций. Все они визуально похожи. Разница в том, что один объект — это реальные вещи с Майдана, которые сейчас принадлежат Национальному музею Революции Достоинства (каски, шины, биты, щиты, одеяла, игрушечный мишка и т.д.), другой — вещи, купленные в Киеве и Амстердаме.

Я не был на Майдане во время Революции. И думаю, что это хорошо, ведь во время подготовки экспозиции у меня были другие взгляды и я не был причастен к событиям, которые вы пережили. Я часто работаю с музейными коллекциями мира. Эта коллекция для меня очень сильная. Мне было интересно сравнить обычные вещи и особый контекст, в котором они оказываются во время революции. Эти предметы имеют другую параллельную жизнь.

Джеймс Беккет, художник из ЮАР

Проект «Пары» художника Джеймса Беккета, Мистецький Арсенал, Киев,20 ноября 2018 года. Фото: ЕЛЕНА ЗАШКО/ГРОМАДСКОЕ

Проект «Пары» художника Джеймса Беккета, Мистецький Арсенал, Киев,20 ноября 2018 года. Фото: ЕЛЕНА ЗАШКО/ГРОМАДСКОЕ

«Рисунки на Майдане» Леси Хоменко. Серию художница создала на Майдане — в течение пяти минут рисовала портрет, оригинал отдавала человеку, себе оставляла копию, отжатую через «копирку». За полтора месяца она таким образом нарисовала 171 рисунок. На Майдане Хоменко была с начала Революции, вместе с маленьким ребенком в коляске ежедневно приходила под стелу в центре. Однако после начала работы над проектом ребенка оставляла дома.

Эта «копирка» была метафорой искусства, которое следует за жизнью. Я фиксировала моменты, как могла — с помощью гелевой ручки. Я начала рисовать в декабре, люди сначала боялись показывать лица, ведь за пределами Майдана караулили правоохранители, которые могли тебя побить. Последний рисунок я сделала 19 января — когда начались протесты на (улице) Грушевского. Я поняла, что не могу продолжать, потому что это уже другой протест. Каждый рисунок — это история человека. Среди них Сергей Нигоян, рядовые протестующие, мужчина из ООН, который рассказал мне много историй.

Леся Хоменко, украинская художница

Проект «Рисунки на Майдане» художницы Леси Хоменко, Мистецький Арсенал, Киев,20 ноября 2018 года. Фото: ЕЛЕНА ЗАШКО/ГРОМАДСКОЕ

Проект «Рисунки на Майдане» художницы Леси Хоменко, Мистецький Арсенал, Киев,20 ноября 2018 года. Фото: ЕЛЕНА ЗАШКО/ГРОМАДСКОЕ

«Мертвые молчат» румынских художников Моны Ватамау и Флорина Тюдора. Это инсталляция, в которой погасшие свечи свисают с потолка.

У нас есть уникальный опыт румынской революции 1989 года. И наш проект больше о невозможности высказаться тем, кого уже нет. Во-первых, очень трудно говорить вместо них, во-вторых, высказываться за них не очень этично

Флорин Тюдор, художник из Румынии

«Мертвые молчат» румынских художников Моны Ватамау и Флорина Тюдора, Мистецький Арсенал, Киев,20 ноября 2018 года. Фото: ЕЛЕНА ЗАШКО/ГРОМАДСКОЕ

«Мертвые молчат» румынских художников Моны Ватамау и Флорина Тюдора, Мистецький Арсенал, Киев,20 ноября 2018 года. Фото: ЕЛЕНА ЗАШКО/ГРОМАДСКОЕ

Фотографии из серии «Баррикады» российского фотожурналиста Павла Вольберга. Снимки ни разу не выставляли в Украине. Они показывают людей и баррикады, ограждения и стены, которые их защищают. Горизонт стал своеобразной границей между тем, что происходит за баррикадами и перед ними. Баррикада стала границей между двумя мирами. Фотограф неоднократно бывал в Украине — после Майдана он работал в Марьинке и Мариуполе Донецкой области.

Фотографии из серии «Баррикады» российского фотожурналиста Павла Вольберга, Мистецький Арсенал, Киев,20 ноября 2018 года. Фото: ЕЛЕНА ЗАШКО/ГРОМАДСКОЕ

Фотографии из серии «Баррикады» российского фотожурналиста Павла Вольберга, Мистецький Арсенал, Киев,20 ноября 2018 года. Фото: ЕЛЕНА ЗАШКО/ГРОМАДСКОЕ

«Обоснованная свобода» Кристины Лукас. На видео реконструируется картина восстания Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», посвященная Июльской революции 1830 года в Париже. Персонажи двигаются на фоне звуков битвы и похоронного марша.

Видеоинсталляция «Я сплю для революции или Активист на работе» Саши Курмаза. Это серия видео, снятых в захваченном Киевском горсовете во время Революции. На них почти неподвижные протестующие спят под одеялами. Таким образом художник показывает митингующих в самом уязвимом состоянии.

Видеоинсталляция «Я сплю для революции или Активист на работе» Саши Курмаза, Мистецький Арсенал, Киев,20 ноября 2018 года. Фото: ЕЛЕНА ЗАШКО/ГРОМАДСКОЕ

Видеоинсталляция «Я сплю для революции или Активист на работе» Саши Курмаза, Мистецький Арсенал, Киев,20 ноября 2018 года. Фото: ЕЛЕНА ЗАШКО/ГРОМАДСКОЕ

«Обоснованная свобода» Кристины Лукас,, Мистецький Арсенал, Киев,20 ноября 2018 года. Фото: ЕЛЕНА ЗАШКО/ГРОМАДСКОЕ

Выставка посвящена 5-й годовщине Революции Достоинства. Проект получил грант от Украинского культурного фонда — государство выделило 1 млн 200 тысяч гривен ($43 тысячи).

«Этот проект должен был быть не только эмоциональной реакцией на наши историю и опыт, не только о том, что мы гордимся возможностью доказать нашу свободу или что оплакиваем погибших. Для нас было важно, что мы можем сказать, как можем рефлексировать на эти события и как они выглядят в общем мировом контексте», — говорит генеральный директор Мистецький Арсенал Олеся Островская-Лютая. 21-22 ноября вход будет свободным. Экспозиция продлится до 27 января 2019 года.

Этот материал также доступен на украинском языке.