UAEN
Четыре «перемоги» и две «зрады» нового руководителя «Укрзализныци» Евгения Кравцова
10 января, 2019
Dc088ade9fc111859
Слева направо: председатель Наблюдательного совета «Укрзализныци» Шевки Аджунер, председатель «Укрзализныци» Евгений Кравцов и заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк во время презентации обновленного логотипа «Укрзализныци» в Киеве, 27 сентбяря 2018 года. Фото: Владимир Гонтар/УНИАН

Настя Иванцова

Кабинет министров Украины назначил Евгения Кравцова главой публичного акционерного общества «Украинская железная дорога» («Укрзализныци», УЗ). До этого почти полтора года он исполнял обязанности руководителя компании. Кто такой Евгений Кравцов и чем он отличился в «Укрзализныце»?

Юрист и бывший заместитель министра инфраструктуры

Евгений Кравцов работает в Укрзализныце с 2015 года — тогда, в свои 29 лет, партнер юридической фирмы «Астерс» стал советником генерального директора «Укрзализныци» Александра Завгороднего.

Впоследствии Кравцов возглавил Департамент реформирования и корпоративного развития компании.

Исполняющим обязанности главы предприятия он был дважды. Впервые — на два месяца весной 2016-го года, с этой должности Кравцов ушел в кресло заместителя министра инфраструктуры Украины. Второй — с 10 августа 2017 года, после отставки предыдущего руководителя компании Войцеха Балчуна, и по сей день, до своего официального назначения.

За время своей работы в Укрзализныце приобрел славу «руководителя-реформатора». И вот за что.

Изменить систему

Евгений Кравцов был одним из авторов нового устава «Укрзализныци» — по нему новый состав наблюдательного совета компании должен формироваться на конкурсной основе. И последней редакции Закона Украины «О железнодорожном транспорте», который позволит Украине интегрироваться в европейские железнодорожные пути, предусматривает допуск частных компаний к работе в монополизированной сфере железнодорожных перевозок, а также должен сделать тариф на перевозки — как пассажирские, так и грузовые — прозрачным с понятными составляющими.

В своих интервью Кравцов часто отмечал, что эффективность работы компании напрямую связана с ее реформированием. Соответственно, Укрзализныцю теперь трансформируют в компанию, создают новую систему внутреннего корпоративного управления.

«Приоритетами компании являются открытость и прозрачность. Именно благодаря этому нам удалось впервые так быстро (в феврале 2018 года — ред.) утвердить финансовый план на текущий год. Ведь когда проходили его согласования в различных министерствах, не возникало вопросов о том, на что мы собираемся потратить миллиарды. Ставим себе цель утвердить финансовый план на 2019-й уже к концу текущего года», — рассказывал Евгений Кравцов в прошлом году изданию «Укрзализныци» «Магистраль».

Обещание относительно финансового плана компания выполнила: документ утвердили в декабре 2018 года.

Кравцов неоднократно называл себя сторонником государственно-частного партнерства. Например, в этом году, после принятия закона о концессии, вокзалам, подчиненным «Укрзализныци», могут подыскать частного управленца. А грузовые вагоны компании можно арендовать на онлайн-площадках государственной системы Prozorro. Продажи — на таких аукционах выставляют 5% всего подвижного грузового состава Укрзализныци.

За час своєї роботи в Укрзалізниці Кравцов набув слави «керівника-реформатора» (на фото — голова Укрзалізниці Євген Кравцов під час презентації оновленого логотипу Укрзалізниці у Києві, 27 сентбяря 2018 року)

За время своей работы в Укрзализныце Кравцов приобрел славу «руководителя-реформатора» (на фото — Кравцов во время презентации обновленного логотипа «Укрзализныци» в Киеве, 27 сентбяря 2018). Фото: Владимир Гонтар/УНИАН

Приход General Electric

Сейчас компания обновляет состав локомотивов. Так, в 2018 году в Украину прибыли первые локомотивы General Electric. Сегодня Укрзализныця уже эксплуатирует 15 новых локомотивов «Тризуб» этой компании. У перевозчика сообщают, что такие локомотивы движутся на 30% быстрее, чем старые.

В этом году компания, в частности, планирует вкладывать средства в производство 46 новых пассажирских вагонов, 3650 грузовых полувагонов, а также приобрести еще 15 локомотивов General Electric. Об этом говорится в финплане «Укрзализныци». На 2019 год Украинская железная дорога планирует инвестиции в экономику на более 24 млрд гривен ($850 млн). Правда, в компании отмечают — выполнят этот план лишь при условии увеличения тарифов на грузовые перевозки.

Kyiv Boryspil Express

Еще одним свершением Кравцова можно назвать запуск железнодорожного сообщения с международным аэропортом «Борисполь». 30 ноября до Бориспольского аэропорта начал курсировать первый аэроэкспресс. С 2011 года правительство пыталось наладить скоростное железнодорожное сообщение до аэропорта, но реализовали проект только сейчас. Источники Громадского в Мининфраструктуры говорят, что проект «состоялся», так главе «Укрзализныци» Евгению Кравцову удалось убедить правительство возобновить проект с заявленными сроками окончания строительства до конца 2018 года.

Реализовали железнодорожники его за собственные средства. По расчетам УЗ, с запуском сообщения между Киевом и аэропортом «Борисполь» загрузки дороги в аэропорт уменьшатся примерно на 1000 автомобильных и на 30 автобусных поездок в день. Декларируется, что проект окупится чуть более чем за 10 лет, при условии, что экспресс возьмет на себя более 2,5 млн пассажиров в год. На самом деле такого потока можно достичь, если экспресс будет курсировать три раза в час круглосуточно с полной нагрузкой. Несмотря на то, что рельсовые автобусы на маршруте неоднократно ломались, железная дорога твердо верит в этот проект.

Перон швидкісного експреса в міжнародному аеропорту «Бориспіль», 30 листопада 2018 року

Перрон скоростного экспресса в международном аэропорту «Борисполь», 30 ноября 2018 года. Фото: Владимир Гонтар/УНИАН

Поезд четырех столиц

В конце сентября-2018 Украинская железная дорога запустила один из самых масштабных проектов — поезд, соединивший Киев с Минском, Вильнюсом и Ригой. Стоимость билета в купейном вагоне в Ригу, согласно постановлению Кабмина, составляет 59 евро, или 1800 гривен. Собственно на железнодорожном предприятии этот поезд называют альтернативой воздушному сообщению, в частности для тех, кто не может или боится летать. К тому же, в ведомстве говорили, что количество путешествующих в ЕС поездом в 2018-м увеличилось вдвое, что и частично побудило запустить этот проект.

«У нас есть очень положительные результаты по международным перевозкам, кроме РФ. Например, в Варшаву, Перемышль, Хелм, Вену. На самом деле мы снижали традиционную стоимость билетов на международные поезда. Ранее они были очень дорогие, ведь мы работаем с иностранными железными дорогами. И у них, мягко говоря, ставки значительно выше, чем на украинской железной дороге. Традиционный поезд на Варшаву, который ходил много лет и всегда был заполнен на 25%, после нововведений заполнен на более чем 90%. Нам даже нужно добавлять вагоны. Потому что есть рентабельность, есть прибыль», — рассказывал Евгений Кравцов в интервью Громадскому.

європейські столиці: Київ, Мінськ, Вільнюс та Ригу, він брендований оновленим логотипом компанії

Поезд, соединивший европейские столицы: Киев, Минск, Вильнюс и Ригу, брендирован обновленным логотипом компании. Фото: Владимир Гонтар/УНИАН

Два скандала

Первый из скандалов возник из-за того, что Укразализныця закупила у компании «Российские железные дороги» наградных значков «Почетный железнодорожник» почти на 78 тыс. гривен ($2,8 тыс.).

Согласно тендеру в системе электронных госзакупок Prozorro, филиал «Украинской железной дороги» заключила этот договор 26 июля. В целом компания закупила 96 знаков «Почетный железнодорожник» в футляре и бланки удостоверений к ним.

Исполняющий обязанности председателя правления УЗ Евгений Кравцов на осуждения общественности отреагировал быстро и уже 30 июля поручил остановить процедуру закупки.

Второй раз компанию раскритиковали, когда стало известно, что учреждение заказало услуги ведения своей официальной Facebook-страницы на 740 тыс. гривен ($26,4 тыс.) и уже подписало договор с исполнителем. Исполнителем стал предприниматель Роман Русанов. На железной дороге позже ответили на критику, отметив, что по условиям договора будут платить исполнителю работ по продвижению страницы в Facebook только за фактически предоставленные услуги, а не всю сумму, на которую проводился тендер. Также на госпредприятии еще будут определяться относительно целесообразности дальнейшего сотрудничества с ним. В УЗ Громадскому сообщили, что за фактически полученные услуги до конца года контрагенту заплатили около 20 тыс. гривен ($716).

Этот материал также доступен на украинском языке.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.