UAEN
Четыре погибших украинца и сомнительный груз: что известно о затонувшем у берегов Турции корабле
9 января, 2019
2bfe82eb162dfa972
Турецкие медики везут в вертолет медицинской службы мужа, которого вытащили из воды спасатели береговой охраны в Самсуне, Турция, 7 января 2019 года. Грузовое судно Volgo Balt 214 под флагом Панамы вышло из российского порта «Азов» в Ростовской области и подало сигнал бедствия в 148 километрах от берега турецкой провинции Самсун. На его борту находились 13 человек, из них 4 погибли. Фото: EPA-EFE / RECEP BILEK

Юлиана Скибицкая, Люда Корниевич, Константин Реуцкий

7 января в Черном море у берегов Турции затонуло грузовое судно «Волга-Балт 214», которое шло под панамским флагом и перевозило уголь. На его борту находились 13 человек, из них четверо погибли. Большинство экипажа — 11 человек — граждане Украины.

Министерство по вопросам временно оккупированных территорий предполагает, что уголь везли с оккупированных районов Донбасса. Громадское пообщалось с теми, кому удалось спастись, и рассказывает, что произошло.

Что произошло

«Волго-Балт 214» утром 4 января вышел из российского порта «Азов» в Ростовской области. На борту было 3 тыс. тонн угля. Через три дня корабль должен был прийти в турецкий порт Самсун. Утром 7 января судно попало в шторм в 140 километрах к северу от Самсуна. После удара большой волны корабль разломился пополам и затонул.

Почему судно затонуло — неизвестно. Есть информация, что корабль был не в лучшем состоянии — за последние два года он получил 49 замечаний относительно своего технического состояния, в частности, в прошлом году судно получило повреждения, повлекшее «растрескивание корпуса».

«Это старые суда, которые сейчас есть в странах СНГ и в Украине, в частности, — утверждает и матрос Олег Геращенко, с которым удалось пообщаться Громадскому. — Им уже нужен особый подход. Корабль просто не выдержал погодных условий, в которые мы попали».

Что с экипажем

Согласно документам, обнародованным в СМИ, на борту судна было 13 членов экипажа, 11 из которых — граждане Украины: Руслан Бодник, Ростислав Вязовский, Дмитрий Крепец, Владимир Овдиенко, Станислав Шевчук, Павел Мильниченко, Олег Геращенко, Евгений Ильченко, Евгений Яценко, Денис Скачко, Татьяна Будко.

Капитан судна Турбат Исмаилов, его первый помощник Мамедали Ибрагимов и еще четверо членов экипажа — украинцы Руслан Бодник, Ростислав Вязовский, Дмитрий Крепец, Владимир Овдиенко — погибли.

Как рассказал Громадскому консул Украины в Турции Борис Ясинский, сейчас спасатели подняли тела трех погибших, но идентификация еще не проводилась.

Моряки, которых удалось спасти, находятся в больнице и чувствуют себя хорошо — по словам Бориса Ясинского, уже через несколько дней врачи могут их выписать.

«Нас обследовали, сейчас состояние нормальное, стало легче, — рассказал Громадскому один из пострадавших, младший матрос Олег Геращенко. — Живем как в гостинице — нас хорошо кормят, идем на поправку. Есть определенное постстресовое состояние, но постепенно мы уже отходим».

Рятувальники і медики транспортують чоловіка, якого вдалось витягти із води після аварії вантажного судна Volgo Balt 214 біля біля берегів турецької провінції Самсун, 7 січня 2019 року

Спасатели и медики транспортируют человека, которого удалось извлечь из воды после аварии грузового судна Volgo Balt 214 у у берегов турецкой провинции Самсун, 7 января 2019 года. Фото: EPA-EFE / RECEP BILEK

Чей корабль

Корабль класса «река-море» «Волго-Балт 214» был построен в Советском Союзе в 1978 году. До 1993-го ходил под советским флагом, затем до 1996 года и в 2009-2010 годах — под российским, в 2008-2009 и с 2014 по 2017 год — под флагом Сент-Китса и Невиса, а с 2017 года — под флагом Панамы. В последнее время корабль курсировал между российскими азовскими и турецкими портами.

Владельцем судна является компания Orbital Ship Management Co, зарегистрированная в турецком Стамбуле. Компания владеет еще пятью такими же советскими судами, носящими такое же название — «Волго-Балт» — и отличаются они только номерами. Связаться с Orbital Ship Management нам не удалось — указанные телефоны не отвечают.

Спасенные моряки, с которыми удалось пообщаться Громадскому, тоже избегают ответов на вопросы о компании-владельце судна. Как рассказал боцман Павел Мильниченко, вопрос, будет ли компания выплачивать морякам компенсацию, решится «в течение нескольких дней». Почему судно шло под панамским флагом, по словам Олега Геращенко, команду не интересовало, поэтому сказать об этом они не могут.

Вантажний корабель класу «ріка-море» «Волго-Балт 214»

Грузовой корабль класса «река-море» «Волго-Балт 214». Фото: MarineTraffic

Почему груз сомнителен

Через несколько часов после катастрофы Министерство по вопросам временно оккупированных территорий в своем фейсбуке написало, что, возможно, корабль перевозил уголь из оккупированного Донбасса. На вопрос, есть ли основания так считать, заместитель министра Георгий Тука лаконично ответил: «Да, есть». Но от более аргументированного комментария воздержался.

По словам моряков «Волго-Балта», о происхождении груза им ничего не известно.

«Порт большой, груз разный, уголь тоже разный, он весь черный и на нем не написано, откуда именно оно поступает», — говорит Олег Геращенко. Не смогли моряки прокомментировать и информацию о заходе судна в порты аннексированного Крыма — все спасенные члены экипажа утверждают, что работали на корабле лишь несколько недель.

Этот материал также доступен на украинском языке.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.