UAEN
Что известно о Boeing 737 MAX 8, от которого отказываются в мире, и появится ли он в Украине
14 марта, 2019
Data?1552565060
Boeing 737 вылетает из аэропорта Рональда Рейгана в Арлингтоне, штат Вирджиния, США, 12 марта 2019 года. Фото: EPA-EFE/ERIK S. LESSER

Антон Еганов


Что привело к катастрофе Boeing 737 MAX 8 в Эфиопии, и какие страны уже приостановили его использование, — узнавало Громадское.

Две катастрофы

В воскресенье, 10 марта, пассажирский самолет Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines выполнял рейс из Аддис-Абебы в столицу Кении — Найроби. Через шесть минут после взлета самолет упал, погибли все, кто был на борту, — 149 пассажиров и восемь членов экипажа. Украинцев среди пассажиров лайнера не было, больше всего в катастрофе погибло граждан Кении — 32, Канады — 18 и Эфиопии — 9. Самолет до катастрофы пробыл в эксплуатации менее полугода.

Это уже вторая катастрофа Boeing 737 MAX 8. Предыдущая произошла в октябре 2018 года в Индонезии. Самолет авиакомпании Lion Air направлялся из столицы Джакарты в главный город на индонезийском острове Банка — Панкалпинанг. Самолет упал в море недалеко от берега острова Ява. Погибло 188 человек. Перед падением судно было на высоте всего 1580 метров, авария произошла через 13 минут после взлета. Самолет использовали до этого всего три месяца.

Кто приостановил использование самолета

За три дня, прошедшие после катастрофы, несколько стран приостановили использование этой модификации Boeing 737 и закрыли для этих самолетов свое воздушное пространство. Это, в частности, Китай, Эфиопия, Индонезия, Австралия, Сингапур, Малайзия, Оман, Южная Корея, Великобритания, Норвегия, Германия, Франция и Ирландия.

В США местные чиновники, отвечающие за аэродвижение, считают, что самолет безопасен для использования. Хотя местная профессиональная Ассоциация стюардов и стюардесс призвала правительство тоже приостановить использование скомпрометированных Boeing. Позже президент США Дональд Трамп таки издал срочный указ о приостановлении всех полетов на самолетах Boeing 737. Трамп заявил, что полеты будут остановлены, пока Boeing «не найдет решения».

В то же время крупнейший оператор этой модели Boeing 737 в Соединенных Штатах, авиакомпания Southwest Airlines, не отказывается от самолетов, но предлагает пассажирам, которые уже купили билеты на них, возможность изменить рейс.

А 12 марта появилось официальное решение Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), которое приостанавливает использование Boeing 737 модификаций MAX 8 и MAX 9 на территории Евросоюза.

Но эти решения не означают, что страны и авиакомпании откажутся от этих модификаций Boeing вообще. Все будет зависеть от результатов расследования.

Рятувальники виносять на берег уламки літака та речі загиблих пасажирів в порту Танджунг-Пріок, Індонезія, 29 жовтня 2018 рокуСпасатели выносят на берег обломки самолета и вещи погибших пассажиров в порту Танджунг-Приок, Индонезия, 29 октября 2018 года. Фото: СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА ИНДОНЕЗИИ HUMAS BASARNAS

Сколько потеряла компания Boeing

Стоимость акций компании Boeing после авиакатастрофы в Эфиопии упала более чем на 11%. Поскольку это уже вторая масштабная авиакатастрофа с участием самолетов Boeing за последние несколько месяцев, на фондовом рынке возникла паника.

Это падение акций компании стало вторым самым масштабным в ее истории после событий 11 сентября 2001 года, когда самолеты Boeing захватили террористы и направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Также две последние авиакатастрофы поставили под угрозу заказ на самолеты компании Boeing на общую сумму $57 млрд.

В частности, пересмотрела свой заказ на 200 самолетов Boeing авиакомпания VietJet Aviation. Общая стоимость сделки оценивается на уровне $25 млрд.

Кроме этого, авиаперевозчики из России, Кении и других стран мира пересматривают свои текущие контракты с Boeing и ожидают от авиастроителя дополнительных гарантий качества его самолетов.

Что выяснило расследование

Расследование причин авиакатастрофы 10 марта проводят власти Эфиопии и американский Национальный совет по безопасности на транспорте, потому что самолет изготовлен в США. Техническую помощь в расследовании предоставляет и сама компания-производитель Boeing. Также свою помощь в расследовании предложило и EASA — Европейское агентство безопасности авиации.

Расследователи уже нашли «черный ящик» и изучают записи. Однако пока о возможных причинах катастрофы известно мало. Немного известно и о причинах предыдущей, индонезийской, катастрофы Boeing 737 MAX 8.

Одна из рабочих версий — катастрофы произошли или из-за ненадежной работы нового программного обеспечения, или из-за того, что пилоты самолетов к нему еще не приспособились.

Индонезийский национальный комитет по транспортной безопасности выяснил, что во время взлета Boeing компании Lion Air произошла ошибка передачи данных от одного из сенсоров, который должен был предупредить пилотов, если самолет при взлете начнет терять подъемную силу.

После этого Федеральная авиационная администрация (FAA) США заявляла, что ненадежная работа сенсора может вызвать трудности в контроле самолета для экипажа, возможную потерю высоты и, наконец, падение.

Также представителям американских авиакомпаний сообщили, что они должны обновить пособия для пилотов, чтобы те узнали об особенностях нового программного обеспечения. Также FAA утверждала, что передала эту информацию и в другие страны, где используется эта модификация Boeing.

Через несколько дней компания Boeing также выдала по этому поводу специальный информационный бюллетень.

Источники BBC в авиационных кругах говорят, что почти наверняка пилоты Ethiopian Airlines знали об особенностях нового программного обеспечения. Также они утверждают, что нет причин думать, что самолет эфиопской авиакомпании столкнулся при взлете с теми же трудностями, что и Boeing индонезийской Lion Air.

Представители компании Boeing, в свою очередь, уверяют, что в течение последних нескольких месяцев улучшили программное обеспечение самолета, и уверены в том, что Boeing 737 MAX 8 безопасен для полетов.

Рятувальники біля уламків пасажирського літака Boeing 737 MAX 8 авіакомпанії Ethiopian Airlines, 13 березня 2019 рокуСпасатели возле обломков пассажирского самолета Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, 13 марта 2019 года. Фото: EPA-EFE/STRINGER

Что это за Boeing

Boeing 737 MAX — это уже четвертое поколение популярного в мире пассажирского самолета Boeing 737. Линейка включает модификации MAX 7, 8, 9 и 10.

Boeing 737 MAX 8 может перевозить до 210 пассажиров, имеет максимальную дальность полета 6570 км и новую конструкцию так называемых «винглетов» (специальных конструкций на концах крыльев), которая позволяет экономить топливо.

Первые самолеты этой линейки были выпущены в 2011 году. В 2017 году первым покупателем и коммерческим пользователем стала малазийская компания Malindo Air, принадлежащая той самой индонезийской Lion Air.

Сейчас в мире 350 Boeing 737 MAX 8 в распоряжении коммерческих авиакомпаний. В общем у производителя пять тысяч заказов на поставку этой модификации. Количество Boeing 737 MAX 9, использование которых приостановлено вместе с «восьмеркой», очень небольшое.

Как скандал с Boeing зацепит Украину

В распоряжении украинских авиаперевозчиков пока нет самолетов Boeing 737 MAX 8 и 9.

Но у авиакомпаний МАУ и SkyUp Airlines есть планы их использовать.

Компания Международные авиалинии Украины планирует получить три самолета модели Boeing 737 MAX 8 уже в этом году.

«Планы компании предусматривают поставку трех самолетов Boeing 737 MAX в 2019 году. Что касается их реализации, то прежде всего мы должны отметить, что приоритетом номер один для МАУ всегда была и остается безопасность наших пассажиров на борту. Сейчас МАУ ведет активный диалог с производителем самолетов Boeing 737 MAX и внимательно следит за ходом расследования катастрофы рейса ET302 (в Эфиопии — ред.)», — сообщили Громадскому в авиакомпании.

В МАУ также отметили, что к коммерческой эксплуатации такие самолеты могут допустить только после проведения обязательных процедур для подтверждения того, что самолеты соответствуют всем требованиям безопасности, и после получения разрешений на их полеты со стороны авиационных властей как минимум США, ЕС и Украины.

Пока МАУ использует Boeing 737 предыдущего поколения — 26 Boeing 737-800 и четыре Boeing 737-900, разработанные еще в середине 1990-х годов.

Авиакатастрофа в Эфиопии также не повлияет на решение другой украинской авиакомпании, SkyUp Airlines, которая должна получить Boeing 737 MAX 8 в 2023 году. Об этом сообщил генеральный директор SkyUp Airlines Евгений Хайнацкий.

«В нашем распоряжении достаточно времени для сбора информации о результатах расследования до введения в эксплуатацию воздушных судов данного типа», — сказал он.

Вечером 13 марта стало известно, что Госавиаслужба Украины тоже решила приостановить эксплуатацию самолетов Boeing 737 MAX 8 и 9 на территории страны. Решение вступило в силу в 16:00.

С этого момента запрещаются полеты на самолетах Boeing 737 MAX 8 или Boeing 737 MAX 9 «в, в пределах, из или над территорией Украины», говорится в заявлении Госавиаслужбы.

Пока неизвестно, как это повлияет на уже запланированные поставки Boeing этой модификации в распоряжение украинских авиакомпаний. Многое будет зависеть от международного расследования причин катастрофы в Эфиопии, сообщили Громадскому в Госавиаслужбе.

Этот материал также доступен на украинском языке

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.