UAEN
«Дешевле взять еще один кредит, чем остановить строительство» — Министерство инфраструктуры об украинских долгостроях
5 февраля, 2019
Data?1549369570
Рабочие на строительстве Подольско-Воскресенского моста в Киеве, 31 января 2019 года. Фото: Дмитрий Русанов/Громадское

Настя Иванцова

Десятки крупных инфраструктурных проектов остаются недостроенными в Украине. Иногда их консервация и охрана стоят не меньше, чем строительство. Что делать с такими долгостроями? И есть ли шанс, что старые мосты и вокзалы все же заработают? Об этом Громадское узнало у заместителя министра инфраструктуры Украины Виктора Довганя.

Один из примеров — Подольско-Воскресенский мост в Киеве. Его начали возводить как часть амбициозного проекта метро на Троещину. Строительство началось в 2003 году, далее его несколько раз замораживали. Сейчас весь проект оценивают в более чем 11 млрд гривен ($400 млн). До его завершения, обещают в Киевской городской государственной администрации, осталось два года. Пользование мостом будет бесплатным, ведь его строят за бюджетные деньги.

Впрочем, есть и другие варианты, как завершать строительство долгожданных проектов.

«Всегда лучше строить»

Когда объект прекращают строить и замораживают, его стоимость может вырасти в разы, рассказывает заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань:

«Всегда лучше строить. Влезать в кредиты, даже короткие, коммерческие, дорогие, но все равно завершать строительство. Проще взять кредит и завершить этот долгострой, чем подождать год-два, и за это время прибавится еще несколько миллиардов гривен, которые предстоит потратить на расконсервацию объекта».

Другой пример — концессия. Это форма государственно-частного партнерства, которая позволяет инвестору вкладывать средства и управлять компаниями и активами, которые остаются в государственной собственности. В 2019 году в правительстве планируют запустить Агентство по вопросам государственно-частного партнерства. Именно оно будет готовить проекты предоставления государственного имущества и инфраструктурных проектов в пользование частным компаниям.

Однако концессия сработает только на объектах, где инвестор сможет зарабатывать и возмещать себе потраченные на строительство деньги.

Еще один вариант — достроить проект своими силами, но удешевить его. Так произошло с железнодорожным экспрессом в аэропорт «Борисполь». В 2013 году Украина договорилась с Китаем о привлечении $372 млн на строительство железнодорожного сообщения между аэропортом и Киевом в рамках национального проекта «Воздушный экспресс». Деньги планировали получить под госгарантии. Впрочем, строительство так и не началось, а часть уже полученных денег потратили на разработку документации, дальше которой дело не пошло.

«Понимая, что сейчас такой большой проект не потянем, мы рассматривали два варианта — закрыть и забыть или удешевить и достроить. Поэтому решили делать максимально просто и дешево», — делится с Громадским Виктор Довгань.

Поэтому понимание, как и что делать, говорят в министерстве, есть. Нужны деньги, а еще — европейское законодательство.

Будівництво Подільсько-Воскресенського мосту у Києві, 31 січня 2019 року

Строительство Подольско-Воскресенского моста в Киеве, 31 января 2019 года. Фото: Дмитрий Русанов/Громадское

Как привлечь деньги?

На крупные инфраструктурные проекты часто приходится брать кредиты и привлекать инвесторов из-за рубежа. Чтобы делать это было проще, Министерство инфраструктуры Украины совместно с Министерством регионального развития планируют гармонизировать украинскую проектную документацию с европейской.

Эта инициатива будет касаться так называемых ТЭО (технико-экономических обоснований) — документов, содержащих анализ затрат и оценку экономической привлекательности инвестиционного проекта.

«Сейчас, например, когда объект финансируется европейскими банками, готовятся одновременно ТЭО согласно украинскому законодательству и так называемое "feasibility study", как в Европейском союзе. Это очень нужно унифицировать, это уменьшит стоимость подготовки документов и стоимость строительства», — сообщил в интервью Громадскому Виктор Довгань.

Кроме того, говорит он, это поможет упростить решение вопросов в ситуациях, когда инвестор приходит на уже строящийся проект, и приходится менять или уточнять смету.

Соответствующее постановление Кабмин планирует принять уже в марте, рассказывают в Мининфраструктуры.

Заморожене будівництво споруд Дарницького вокзалу, Київ, 29 січня 2019 року

Замороженное строительство сооружений Дарницкого вокзала, Киев, 29 января 2019 года. Фото: Громадское

Проекты-2019

Ряд долгожданных проектов в Министерстве инфраструктуры планируют сдать в эксплуатацию уже в 2019 году.

В этом году планируется завершить трассу Одесса-Рени. Ее проект презентовали еще в 2016 году. Общая протяженность трассы составит 261 км, в частности, длина мостового перехода через Днестровский лиман будет почти 6 км. Достроить трассу президент Петр Порошенко обещал еще в прошлом году, но работы не закончены до сих пор.

Продолжить этот транспортный коридор до Румынии планируют паромной переправой — и тоже в этом году. Правительство Румынии уже поддержало открытие нового пункта пропуска через границу в этом районе. Поэтому для завершения проекта переправы Орловка-Исакча осталось принять соответствующее решение правительства и подписать соглашение с Румынией. Остальные документы с украинской стороны, говорит Довгань, уже готовы.

Также в 2019 году планируется отремонтировать 5 тыс. км дорог. В бюджете на это предусмотрено более 51 млрд. гривен ($1,86 млрд.). А вместе со средствами от таможенного эксперимента и кредитными деньгами финансирование дорожного строительства в 2019 году может достичь 56 млрд. гривен ($2,04 млрд).

Этот материал также доступен на украинском языке.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.