UAEN
Фальстарт Путина на Керченском мосту
16 мая, 2018
68a8fc96533a1c600
Президент России Владимир Путин за рулем грузовика КамАЗ готовится пересечь новый мост через Керченский пролив в аннексированном Крыму, 15 мая 2018 Фото: EPA-EFE / ALEXEI DRUZHININ / POOL

Сергей Мокрушин

15 мая президент РФ Владимир Путин за рулем грузовика во главе колонны строительной техники проехал по Керченскому мосту в оккупированную Керчь. Там он выступил перед рабочими и строителями. Событие широко транслировали российские СМИ, живо обсуждали и за пределами страны-оккупанта.

В частности, в заявлении представителя ЕС открытие автомобильной части моста назвали еще одним фактом нарушения территориальной целостности Украины. Согласно тексту заявления, несанкционированное Украиной строительство моста — это не только «дальнейшая принудительная интеграция незаконно присоединенного полуострова к России и его изоляция от Украины», но и существенное препятствие судоходству в Керченском проливе.

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин в Twitter назвал мост «путем в никуда». Президент Украины Петр Порошенко конкретизировал направление: мост «обязательно понадобится оккупантам, когда они будут срочно покидать наш Крым».

История строительства

Тема строительства моста для соединения Крыма с Россией была элементом не одной политической кампании еще до российской оккупации Крыма. Мост в свое время начинали строить и Леонид Кучма, и Виктор Янукович (именно во времена его президентства подписали договор о намерениях строительства моста, из которого Украина выйдет в 2014 году после оккупации Крыма). Однако, похоже, никто кроме электората эту идею всерьез не воспринимал. До российской оккупации полуострова.

Первое поручение по строительству моста через Керченский пролив российский премьер-министр Дмитрий Медведев дал в разгар операции по оккупации Крыма — 3 марта 2014 года. Тогда приказали специально создать акционерное общество, которое бы в дальнейшем выступало заказчиком строительства моста.

Поэтому крымчанам рассказывали о планах строительства, колеблясь между вариантами моста или тоннеля через пролив, пока не решили, что это будет именно мост. 19,3 км через остров Коса Тузла вместо значительно более короткого варианта через косу Чушка.

После того, как оккупированный Крым попал под европейские и американские санкции и стало понятно, что частных инвестиций не будет, схему значительно упростили. Заказчиком определили государственное Управление строительства дорог «Тамань», а генподрядчиком — друзей Владимира Путина: сначала по процедуре закупки у одного участника заказ получила структура Геннадия Тимченко, после его отказа — «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.

Вместе с длиной моста и переходом заказа между друзьями Путина выросла и стоимость — с 28 млрд рублей (около $452 млн) мост подорожал до 222 (около $3,5 млрд). Общая стоимость моста вместе с подъездными путями и системой охраны приближается к 300 млрд рублей (около $4,8 млрд).

Российский президент Владимир Путин открыл движение по автодорожной части незаконно возведенного Керченского моста в аннексированном Крыму. Мост соединил материковую часть России с аннексированным полуостровом, 16 мая 2018. Фото: EPA-EFE / ALEXANDER NEMENOV / POOL

Открыли недострой

Контракт на строительство моста подписали в феврале 2015 года. Тогда же утвердили график работ — полностью завершить их планируют в декабре 2019 года.

По графику финансирования мост еще далек от завершения. В 2018 году в целом надо освоить на основном строительстве 40 млрд рублей (около $645 млн), в 2019-м — еще 11,5 млрд (около $186 млн). То есть впереди — четверть от всего объема работ.

Поэтапного графика строительства в обнародованной документации нет. Но судя по самому тексту договора, запуск автомобильного и железнодорожного сообщения по Керченскому мосту должен состояться в декабре 2018 года.

Фактически строительство автодорожной части Крымского моста, которую открывал Владимир Путин 15 мая, завершилось 28 апреля — именно тогда в российской Анапе подписали акт приема работ.

О поспешном открытии моста свидетельствует и ограничение движения, с которым 16 мая открывается Керченский мост для автомобилистов. Разрешено движение только легкового транспорта скоростью до 90 километров в час. Тогда как в задании на проектную документацию указываются другие параметры — 120 километров в час без ограничения для грузовиков.

Похоже, есть еще минимум одно отличие от проекта. Высота арок по контракту должна была составить не менее 35 метров, в то же время по данным министерства Украины по делам временно оккупированных территорий, фактическая высота подмостового судебного габарита — 33 метра.

Строительство моста через Керченский пролив, 14 марта 2018 года. Россия начала строить мост после аннексии полуострова. Его длина — 19 километров. Фото: EPA-EFE / YURI KOCHETKOV

Строительство моста через Керченский пролив, 6 мая 2018. На время проведения работ движение по Керченскому проливу незаконно перекрыли, что привело к убыткам украинских портов ы Азовском море. Фото: EPA / MAXIM SHIPENKOV

Суды и санкции

С самого начала многие эксперты скептически относились к проекту. Главными аргументами невозможности его реализации называли неудачный предыдущий опыт, нерентабельность сооружения, особенности геологии дна Керченского пролива и погодных условий на поверхности, сейсмическая активность. И в конце — дороговизна моста: как прямых расходов российского бюджета, так и будущих потерь из-за решения международных судов и санкции.

В сентябре 2016 США ввели санкции против 18 строительных, транспортных и оборонных компаний, среди которых оказались и организации, реализующие проект строительства моста. Под санкциями оказались институт «Гипростроймост», который разрабатывал проект, оценщики проекта «Главгосекспертиза России» и дочерняя компания «Строгазмонтажу» «СГМ-мост». В июне 2017 года под экономические ограничения попала также и «Крымская первая страховая компания», которая застраховала мост.

Прокуратура Автономной республики Крым, которая сейчас находится в Киеве, проводит уголовное производство по факту строительства моста через Керченский пролив, на предмет причастности к строительству сооружения проверяют около десяти европейских компаний.

Прокуратура Нидерландов заявила о вероятной причастности к строительству семи голландских компаний, которые обошли санкции Евросоюза.

Украина направила ходатайство в Арбитражный Трибунал Конвенции ООН по морскому праву о защите суверенных интересов Украины, в частности, в связи с противоправным возведением Керченского моста.