UAEN
Как разбираться в социологических рейтингах: восемь советов экспертов
1 февраля, 2019
Data?1549038547
Избирателям следует внимательно проверять, кто и как формирует социологические рейтинги (на фото — женщина идет голосовать на избирательный участок во время парламентских выборов, Львовская область, 26 октября 2014 года). Фото: EPA/DAREK DELMANOWICZ

Как интерпретировать социологические рейтинги в предвыборный период и на что обращать внимание — объясняют директор фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина и председатель правления Украинского института социологических исследований Ольга Балакирева.

Где и кого опрашивали? 

Избирателям нужно обращать внимание, охватывают ли опросы население всей страны или только отдельных регионов. «Главное отличие профессиональных от непрофессиональных опросов — это выборка, она должна представлять все взрослое население страны в соответствии со структурой населения. Опрашивается определенное количество мужчин и женщин, разного возраста», — объясняет социолог, директор фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина.

Кто проводит опрос? 

Социологические компании должны быть зарегистрированными и аккредитованными для опросов. «Необходимо посмотреть, входят ли они в Социологическую ассоциацию Украины, в другие европейские сообщества, у которых есть сайт», — советует председатель правления Украинского института социологических исследований Ольга Балакирева.

Кто заказчик? 

Финансировать опрос может частная фирма, грантовая организация или политическая партия. «Владелец опросов является заказчиком, он может распоряжаться своей собственностью как считает нужным, может публиковать результаты, может не все результаты публиковать, может закрыть эту информацию, но он не может сами результаты как-то менять»— отмечает Ирина Бекешкина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Порошенко, Зеленский или Тимошенко? Социологи о выборах-2019

Как проводят опрос? 

Социологи задают ограниченное количество вопросов, чтобы увидеть потенциал поддержки кандидатов. «На сегодня есть перечень из 26 кандидатов, изъявивших намерение участвовать. Если заказчик собирается измерить потенциал ведущих кандидатов, то вносить в список все 26 нет смысла», — говорит Ольга Балакирева.

Как выявить манипуляции? 

Если перед вопросом о рейтингах стоят наводящие вопросы о кандидате, например, о публикациях, в которых освещался тот или иной кандидат — это манипуляция. Или если вопрос подталкивает к ответу, он тоже манипулятивен. «Это видно, например, когда спрашивают, как вы считаете, надо ли Украине становиться членом НАТО, если это приведет к ухудшению отношений с Россией», — говорит Ирина Бекешкина

Что означает погрешность? 

Это неточности в ходе опроса. Погрешность в рейтингах не должна превышать 2-2,5%. Таким образом, небольшая разница в рейтингах кандидатов в 1-2% говорит об одинаковом рейтинге этих кандидатов. Ольга Балакирева приводит пример: «Когда погрешность 2%, это означает, что если у кандидата №1 15% поддержки, а у №2 —13%, то на самом деле их интервалы касательны, и разница между ними в 2% на самом деле может означать, что у них одинаковый рейтинг».

Если рейтинг изменился? 

Изменение в рейтингах кандидата — это реакция на поведение кандидатов. «Очень сильное влияние имеют кампании, то, как кандидат себя позиционирует. Происходит какой-то всплеск, например, информационный, появляется много билбордов, он появляется на ток-шоу, ездит по регионам, затем эта активность падает, а у другого кандидата, наоборот, растет», — отмечает Ольга Балакирева.

Хлеб социолога его профессионализм? 

Доверие людей к опросам формируется на репутации, если социологическая компания допустила манипуляцию, ее рейтинг падает. «Любая профессиональная социологическая структура не будет терять свою репутацию. Репутация — это все в нашем мире. Можно однажды накормить потребителя плохой колбасой, но потом ее никто не будет покупать»— говорит Ирина Бекешкина.

Этот материал также доступен на украинском языке

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ # ВибориБезБрехні: проверяем заявления Зеленского, Тимошенко, Порошенко и других