Поддержать

Все права защищены:

© Громадське Телевидение, 2013-2022.

Моя новая Армения. Борьба с коррупцией: вызов принят

Watch on YouTube

«Против коррупции и бедности» — так звучали основные требования армян на протяжении революционных событий весной 2018. Революция победила, власть сменилась. Новоизбранный лидер страны Никол Пашинян объявил войну коррупции. Мы приехали в Ереван, чтобы понять, как изменилась ситуация после революционных событий.

Остап Ярыш

«Против коррупции и бедности» — так звучали основные требования армян на протяжении революционных событий весной 2018. Революция победила, власть сменилась. Новоизбранный лидер страны Никол Пашинян объявил войну коррупции. Мы приехали в Ереван, чтобы понять, как изменилась ситуация после революционных событий.

Вчера

«Вот там — самый дорогой дом в Армении», — журналистка Диана Газарян показывает на роскошный особняк с зеленой крышей. Она приводит нас на холм в центре Еревана. Когда-то здесь был городской сад, теперь — район с элитными особняками. Рядовые армяне сюда даже не заходят. «Это эдакий городок коррупции. Все дома здесь принадлежат нашим чиновникам, так или иначе связанным с бывшей правящей партией, Республиканской», — рассказывает она.

Журналистка Диана Газарян, Ереван, Армения. Фото: Александр Кохан / Громадское

Этот район вырос за последние 10 лет, во время правления предыдущего президента Сержа Саргсяна. Его свергли во время революции — теперь пришло время бороться с последствиями его президентства. И Диана Газарян — одна из тех, кто всегда держит руку на пульсе в вопросе расследования коррупции. Уже два года она работает в издании HETQ, в переводе с армянского — «След». Редакция фокусируется именно на расследованиях.

«Еще со школы я любила все, что связано с чиновниками. Мои одноклассники шутили, что я люблю считать деньги власть имущих», — смеется журналистка. «Но это просто было интересно для меня. И сейчас мне больше нравится работать с темами, которые имеют отношение к чиновникам или их семьям. Вся коррупция — там. Она связана с ними и их родственниками».

Сейчас Диана занимается расследованием незадекларированных домов бывших чиновников. И место, где мы стоим, — настоящий клондайк для этого: «Видите этот дом? Это собственность нашего экс-премьера, Овика Абраамяна. Он выглядит, как здание армянского парламента, это маленькая его копия. С той разницей, что на фасаде есть большие инициалы — О. А.».

Ереван, Армения. Фото: Александр Кохан / Громадское

В последние десять лет коррупция в Армении достигла невероятных масштабов. По крайней мере, об этом в один голос говорят все армяне — и отождествляют ее прежде всего с Республиканской партией. В конце концов, именно из-за коррумпированности люди настолько негативно относились к предыдущей власти. И именно коррупция привела к Бархатной революции.

«Мы постоянно делали какие-то скандальные расследования о власть имущих, и иногда приходилось переживать о своей собственной безопасности», — вспоминает Лиана Саядян, заместительница главреда HETQ.

Заместительница главреда HETQ Лиана Саядян, Ереван, Армения. Фото: Александр Кохан / Громадское

«Были случаи, когда нас запугивали, и меня лично тоже. А электронные письма с угрозами приходили постоянно — мы уже к ним привыкли. Пока в 2008 году на нашего главного редактора не напали. Вечером, когда стемнело — он выходил из офиса, и его сильно избили три человека. После этого он лежал в больнице с серьезными травмами головы», — рассказывает журналистка.

«Полиция нашла только одного из нападавших, был суд, но он ничем не закончился: следователи не нашли никаких мотивов подозреваемого. После этого редактор начал собственное расследование нападения на себя и получил доказательства, что этот парень связан с бывшим министром экологии. Накануне мы опубликовали серию громких статей о его незаконном обогащении. Странное совпадение, не так ли?»

Однако те публикации журналистов, что касались властей, полиция просто игнорировала. «Приведу один пример, — продолжает Лиана Саядян, — В 2010 году мы опубликовали громкое расследование о тогдашнем премьер-министре, замешанном в оффшорном скандале. Вместо того, чтобы подать в отставку, он оставался на своем посту еще несколько месяцев, а затем его назначили послом Армении в США».

— Это, пожалуй, демотивирует.

— Нет, я бы так не сказала. От этого становится грустно — но энтузиазм не уменьшается. Мы всегда верили, что в один день это все изменится. Это не могло продолжаться вечно.

Сегодня

Надежда на перемены пришла в начале мая этого года, когда в результате революции удалось свергнуть предыдущее правительство. Новый премьер Никол Пашинян вместе со своей командой объявили войну коррупции — на всех уровнях. Начиная от заправок и заканчивая правительством. Первым делом новая власть заставила крупные супермаркеты и торговые сети исправно выдавать покупателям чеки. Ранее этого много кто не делал, чтобы уклониться от уплаты налогов, и от этого страдал бюджет государства. «Сейчас уже все выдают чеки добровольно», — говорит Лиана Саядян.

Изменился и формат сотрудничества с властью. «Если раньше от чиновников мы могли ожидать только угрозы, а в лучшем случае — просто игнорирование, то теперь чиновники даже обращаются к нам, чтобы мы помогли им в расследовании коррупции. За все эти годы у нас скопилось много наработок, которые сейчас могут оказаться очень полезными. Впрочем, это не значит, что мы перестаем быть watchdogs — „сторожевыми псами“. Если у нас возникнут какие-то подозрения относительно новой власти, мы также будем это расследовать», — рассказывает она.

В остальном работа журналистов пока не изменилась. Работают, как и работали. Однако, по словам Лианы Саядян, изменения ощутимы в самом обществе, среди обычных армян. «Жители страны и граждане стали более свободными. Раньше, когда они видели коррупцию, или кто-то у них требовал денег — они бы об этом промолчали. Или спокойно дали взятку, потому что так все делают. А сейчас люди об этом говорят вслух, даже идут в полицию с заявлениями».

Люстрации правоохранителей, кстати, не было. Сменили только руководство, а обычные следователи или полицейские остались на своих местах. Впрочем, есть такие, которые ушли сами — не были удовлетворены новыми порядками. В основном это офицеры дорожной полиции — зарплаты там маленькие, поэтому часто инспекторы компенсировали это взятками. Теперь, когда за этим стали следить, быть ГАИшником в Армении стало невыгодно. Некоторые из них просто уволились и пошли работать таксистом — теперь там можно заработать больше.

Что касается борьбы с коррупцией на высших уровнях, то в последние месяцы в Армении состоялся ряд громких задержаний. Однако ни одно из них пока не закончилось судом. Некоторых из подозреваемых — как это бывало и в Украине, — сначала задерживали, а потом отпускали.

Лиана Саядян размышляет: «Пашинян, мне кажется, не может сразу бороться со всеми олигархами. Да и не желает, поскольку многие из них владеют большим бизнесом, который дает рабочие места и приносит деньги в бюджет. Но мне кажется, что им сказали: отныне вы должны работать честно. Платить налоги, как положено. Их не трогали, но дали понять, что теперь правила изменились».

Одно из самых громких дел за это время — арест второго президента Роберта Кочаряна, подозреваемого в подавлении митинга в 2008 году, в результате которого погибли 10 человек, а еще несколько сотен были ранены. Десять лет дело не расследовали. Доныне. Однако после критики со стороны Кремля (​​там это назвали политической вендеттой), Роберту Кочаряну изменили меру пресечения и отпустили. После этого он заявил о преследованиях и объявил, что возвращается в большую политику.

«Для простых людей эти новости стали настоящим кошмаром! — говорит журналистка. Когда мы об этом услышали, то решили начать расследование. Ранее Кочарян уверял, что все свои $4 млрд он заработал честно. Что ж, мы попробуем доказать бывшему президенту, что он лжет. Вызов принят!»

Вид на элитный жилой район, который построили на месте городского сада. Ереван, Армения, 20 августа 2018. Фото: Громадское / Александр Кохан

Завтра

Основных изменений и решительных шагов от новой власти в Армении ожидают после парламентских выборов — когда в стране будет сформировано стабильное правительство. Большинство здесь верит в то, что Николу Пашиняну удастся довести начатое до конца.

Однако следует понимать: Армения сейчас переживает бурные времена. Система только начинает трансформироваться, и неизвестно, какими будут окончательные изменения. Люстрации не произошло, новых антикоррупционных ведомств пока также не создали. И удастся ли Николу Пашиняну преодолеть закоренелую коррупцию в долгосрочной перспективе — остается открытым вопросом. Диана Газарян надеется, что долговременные изменения все-таки состоятся.

«Не знаю, сколько времени понадобится новой власти, чтобы преодолеть коррупцию, — пожимает плечами девушка. — Но я вижу, что у них есть воля к тому, чтобы изменить ситуацию и продвигать антикоррупционные проекты. Все в их руках. Они могут сделать все, что захотят. У них есть все данные, все документы, они знают, где коррупция».

Журналистка бросает взгляд на панораму Еревана, которая открывается с «городка коррупции».

«Но не надо расслабляться. Я думаю, время покажет, принесли ли их обещания результат. Мы за этим будем внимательно следить», — говорит она.

Подписывайтесь на наш  телеграм-канал.