UAEN
Минимальная зарплата и сверхурочный труд: как украинки шьют одежду для мировых брендов
13 ноября, 2017

Игорь Бурдыга

Свыше 220 тысяч украинцев работает на фабриках и в цехах по производству одежды и обуви. Почти вся их продукция идет на экспорт — производство в Украине все чаще размещают известные западные фешн-бренды. Однако условия труда на таком производстве совсем далеки от европейских, утверждают исследователи компании Clean Clothes, которые в течение последнего года изучали состояние украинской легкой промышленности.

Международная организация Clean Clothes Campaign, которая вот уже почти 30 лет занимается защитой прав работников, задействованных в мировой индустрии пошива одежды и обуви, опубликовала свой первый детальный отчет относительно Украины.

Доля заказов, размещенных мировыми фешн-брендами на украинских предприятиях, в последние годы растет, утверждают авторы отчета. Согласно данным Госстата, общая стоимость экспортированной из Украины одежды и обуви за 2016 год выросла на 8%, до почти $617 млн. По мнению исследователей, на экспорт идет от 80 до 90% всей выработанной на фабриках продукции.

Дело в том, что большинство предприятий легкой промышленности в Украине работают по так называемой давальческой схеме: получают от известного западного бренда или его подрядчика заказ, ткани, выкройки и фурнитуру, а сами занимаются только пошивом. Это распространенная практика мирового аутсорсингового производства.

Что же привлекает западные, в первую очередь европейские, торговые марки одежды и обуви в Украине? Соавтор исследования социолог Оксана Дутчак объясняет: географическая близость по сравнению с традиционными азиатскими аутсорсинговыми производителями, действующая инфраструктура в виде фабрик, построенных еще в советские времена, неплохая квалификация рабочих, большинство которых начинали карьеру тоже еще в СССР. Но главным аргументом остается зарплата, которая после девальвации гривны в 2014 — 2015 годах остается в пересчете на евро самой низкой в Европе.

Один цент за куртку

Даже согласно официальным данным Госстата, средняя заработная плата в сфере производства одежды и обуви была самой низкой из всех отраслей промышленности — в декабре 2016 года она составляла 4613 гривен до уплаты налогов, или около 135 евро «чистыми».

Но для опрошенных в рамках исследования рабочих даже это недосягаемая сумма. Средняя зарплата среди нескольких десятков сотрудников восьми фабрик в разных регионах страны составляет 96 евро «чистыми» за месяц.

Средняя зарплата работников восьми фабрик в разных регионах страны составляет 96 евро «чистыми» за месяц (на фото— швейная фабрика ОАО «Володарка» в Виннице, март 2017 г.). Фото: Владислав Мусиенко/УНИАН

Около трети опрошенных не получали даже минимальной заработной платы в 3200 гривен за 8-часовой рабочий день. Нередко причина в завышенных нормах пошива готовой продукции.

«Мы в настоящий момент шьем курточки по 199 евро. Знаешь, сколько мне платят из одной? 38 копеек. У меня норматив — вывернуть 350 в день курточек, а я успеваю где-то 200. Как они ту норму считают, я не знаю. [...] Откуда этот норматив? Ну и выходит, что я его не выполняю», — приводятся в отчете слова Людмилы, сотрудницы швейной фабрики в Черниговской области.

Сезонность фешн-индустрии и современная «быстрая мода» почти всюду приводят к перегрузкам на производствах летом, объясняет Оксана Дутчак. «С другой стороны, зимой работниц нередко отправляют в принудительные отпуска или насчитывают неполные рабочие смены», — добавляет она.

Огороды, субсидии и одежда из секонд-хенда

Подавляющее большинство работников фабрик по производству одежды и обуви в Украине — женщины. Средний возраст опрошенных в рамках исследования — 45 лет. Это достаточно нетипично, если сравнивать с аутсорсинговым производством в азиатских странах, где его нередко критикуют за использование даже детского труда.

Экономический кризис и существующая дискриминация по возрасту обычно не дают сотрудницам находить достойную альтернативу работе на швейных фабриках. Работа уборщицами, продавщицами или даже в частных швейных ателье, как правило, не приносит большую социальную защищенность.

Среди украинских швей немало пенсионерок. Дополнительная помощь от государства позволяет хоть как-то мириться с мизерной зарплатой, отмечается в исследовании Clean Clothes Campaign. Сюда относятся и субсидии по уплате коммунальных услуг, которые зимой достигают размера минимальной зарплаты.

 

 

 

 

 

 

Оксана Дутчак, соавтор исследования Clean Clothes Campaign. Фото: Facebook Оксаны Дутчак

И все же Оксана Дутчак характеризует жизнь работниц швейных фабрик как крайне нищую. «Многие возвращаются к натуральному хозяйству — выращивают часть продуктов на огородах или ожидают помощи родственников из села. Кое-кто вообще отказывается от мяса. Экономят даже на общественном транспорте», — рассказывает исследователь.

Конечно, никто из швей не может позволить себе новую одежду, которую они сами шьют, даже массовых европейских брендов. Одеваются преимущественно в секонд-хендах или на дешевых рынках.

Авторы исследования собственноручно подсчитали уровень так называемой «достойной зарплаты», которая бы обеспечивала швеям здоровое питание, доступ к медицинским услугам, образованию, и хотя бы какой-то культурный отдых. Она должна была бы достигать свыше 13 тысяч гривен.

«Конечно, одновременное повышение до такого уровня просто не возможно — это выбило бы Украину из этой цепи производства», — объясняет Дутчак.

Отвечать должны бренды

В Clean Clothes Campaign возлагают основную ответственность за нищенский уровень жизни украинских работниц на западную фешн-индустрию. Именно бренды стоят на вершине этой производственной цепочки и прежде всего в их силах изменить ситуацию к лучшему, отмечается в докладе.

«Стоимость работы по пошиву в среднем составляет 0,5% - 3% от цены готовой одежды. Следовательно, каким бы высококонкурентным не был этот рынок, остается поле для маневра», — уверена Оксана Дутчак.

За почти три десятилетия своей работы Clean Clothes Campaign выработала собственную тактику диалога с представителями фешн-индустрии. Перед публикацией отчета его посылают тем брендам, производство которых было предметом исследования. Единственное условие — они будут исправлять ситуацию, а не просто свертывать проблемное производство, оставляя фабрики без работы.

«Достаточно часто это срабатывает. Если нет, то Clean Clothes начинает публичные кампании, донося информацию об условиях труда до потребителей. На Западе уже есть определенные традиции ответственного потребления, и покупатели нередко отказываются от той или иной одежды, если узнают, что ее шьют в неприемлемых условиях. Бренды это понимают и очень дорожат своей репутацией», — рассказывает Оксана Дутчак.

Акция Clean Clothes в Швейцарии. Фото: Facebook

Однако, по ее мнению, определенная доля ответственности за состояние дел в легкой промышленности лежит и на украинском правительственные. Следом за профсоюзами, она также критикует введенный в 2014 году мораторий на проверку малого и среднего бизнеса, в частности, Государственной инспекцией труда.

До 2014 года подобные проверки часто обнаруживали на швейных фабриках многочисленные нарушения: относительно оплаты труда, нелегального оформления работников, или даже неприемлемых санитарных условий, налагая на украинских владельцев и менеджмент существенные штрафы.

«Правительство также должно повысить минимальную заработную плату. Невзирая на ее номинальное удвоение в 2017-м, реальная покупательская способность все равно остается ниже докризисного уровня. Постоянно называя низкие зарплаты инвестиционным преимуществом Украины, правительство фактически рекламирует нашу бедность по всему миру», — отмечает исследователь.