UAEN
Новые протесты «евробляхеров» в Киеве: требуют, чтобы стоимость растаможивания не зависела от возраста авто
20 ноября, 2018
Data?1542726440
Акция протеста владельцев автомобилей на еврономерах у здания Рады в Киеве, 20 ноября 2018 года. Протестующие требуют от властей отменить законопроекты, которые были приняты парламентом, по их словам, без учета требований общественности, в частности об отмене коэффициента возраста авто в расчете стоимости акциза Фото: ВЛАДИМИР ГОНТАР/УНИАН

Ярослав Винокуров, Роман Буданов

Владельцы нерастаможенных автомобилей снова устраивают протесты. Перекрывают движение теперь не только в центре столицы, а почти во всех областях Украины.

20 ноября они объявили бессрочную акцию несмотря на то, что Верховная Рада приняла законопроект и ввела упрощенную формулу для растаможивания авто.

Что же теперь требуют владельцы так называемых «евроблях»?

Новая формула, которую ввел парламент, по словам авторов законопроекта, является своеобразным компромиссом: с одной стороны, она существенно уменьшала стоимость растаможивания авто, а с другой — обеспечивала поступления государству от ввоза автомобилей в Украину.

Напомним, что парламентарии предлагали введение базовой ставки для растаможивания авто:

50 евро для авто на бензиновом двигателе объемом до 3000 кубических сантиметров,
100 евро для авто на бензиновом двигателе объемом более 3000 кубических сантиметров;
75 евро на авто на дизельном двигателе объемом до 3500 кубических сантиметров,
150 евро для авто на дизельном двигателе объемом более 3500 кубических сантиметров;
1 евро за 1 кВт емкости аккумулятора для электрокаров;
100 евро за гибридное авто.

Для расчета акциза, сумму нужно умножить на количество лет машины минус один год на коэффициент объема двигателя (объем двигателя в кубических сантиметрах, деленный на 1000).

Стоимость растаможивания = базовая ставка × (объем двигателя / 1000) × (возраст авто - 1 год)

Например, стоимость растаможивания Nissan Juke 2012 года с объемом двигателя 1600 кубических сантиметров составит 400 евро (50 (базовая ставка) × 1,6 (объем двигателя) × 5 (лет)).

Кроме этого, Рада ввела «скидку» на растаможивание по новой формуле в размере 50%. Сначала предлагали сделать «скидку» на период 60 дней после ввоза, но при рассмотрении проекта льготный срок решили увеличить до 90 дней. Скидка будет действовать для тех, кто уже ввез авто и планирует ввозить, в течение трех месяцев с вступления закона в силу (это произойдет, когда президент подпишет его).

Сожженный джип Range Rover председателя организации «Авто Евро Сила» Олега Ярошевича на эвакуаторе во время акции протеста «За доступное авто» возле здания Рады в Киеве, 20 ноября 2018 года. Фото: ВЛАДИМИР ГОНТАР/УНИАН

Главным требованием митингующих является отмена коэффициента возраста. То есть, формула растаможивания должна иметь следующий вид:

Стоимость растаможивания = базовая ставка × (объем двигателя / 1000)

Если вернуться к нашему примеру, то растаможивание Nissan Juke 2012 года, по предложению протестующих, будет стоить 80 евро (50 × 1,6), то есть в 5 раз дешевле. Для машин, возраст которых превышает 10 лет, разница в растаможке будет еще более существенной.

«Мы хотим сделать растаможивание для всех украинцев нормальным. Не делать пошлину на растаможивание 200-300% от стоимости автомобиля. Все сделано для богатых», — прокомментировал Громадскому один из участников акции протеста под Радой.

Даже с учетом «акции» с 50% «скидки» на растаможивание автомобилей в течение первых 90 дней после вступления в силу закона, постановка на учет в Украине обойдется владельцам в несколько тысяч евро. По словам митингующих, таким образом стоимость растаможивания может составлять несколько сотен процентов от стоимости приобретения подержанного авто в Европе.

В то же время выполнить требования митингующих Раде будет очень сложно. Сами депутаты и авторы законопроекта отмечали, что отмена акциза — невозможна, как и его уменьшение в несколько раз за счет отмены коэффициента возраста.

Более того, новые правила растаможивания авто уже учли в проекте бюджета на 2019 год. В частности, Кабмин ожидает что это принесет государству дополнительно 1 млрд гривен ($36 млн), который уже успели перераспределить на выплаты пенсий в следующем году.

«Эти требования нереальны. Честно говоря, мне кажется, что это (протестующие под зданием Верховной Рады — ред.) не реальные водители авто. Это скорее те, кто не хочет вообще платить налоги, то есть либо бандиты, либо те, кто паразитирует на государстве», — сообщил Громадскому соавтор законопроекта об уменьшении стоимости растаможивания авто Александр Кирш.

Итак, перед депутатами стоит выбор: пойти на уступки митингующим и уменьшить в несколько раз стоимость растаможивания авто или уменьшить государственную поддержку пенсионеров в год двойных выборов.

Этот материал также доступен на украинском языке