UAEN
От шантажа до анафемы. Как женщины в Грузии, Азербайджане и Украине борются со стереотипами
3 декабря, 2018

Сиди дома, рожай детей! Патриархальные стереотипы — наверное, самое безопасное, с чем приходится сталкиваться женщинам в Восточной Европе, особенно тем, кто своим творчеством или образом жизни открыто пропагандирует феминизм. Сегодня, когда проходит международная ежегодная кампания против гендерного насилия, журналисты из Грузии, Азербайджана и Украины рассказывают о женщинах, ломающих стереотипы и бросающих обществу вызов.

Угрозы, оскорбления, шантаж

Консервативное общество Азербайджана предъявляет женщине целый ряд требований. Она должна быть скромной, послушной, желательно не очень образованной и не слишком самостоятельной. Некоторые ограничения могут показаться довольно неожиданными в других странах.

«Например, женщине нельзя путешествовать одной. Даже поездка в междугороднем автобусе вызовет косые взгляды и укоры в духе — „что, у нее нет отца или брата? Как отпустили одну?!“», — говорит Фидан Назарова, путешественница и гендерная активистка из Азербайджана.

Пять лет назад Фидан поняла, что хочет бросить вызов обществу. Она выбрала одну из самых небезопасных для женщин форм протеста — поездки автостопом. Это — ее способ донести до масс идеи равноправия и отстоять женскую самостоятельность.  

«Я хочу показать, что женщина свободна делать все, что хочет, не спрашивая папу и брата. И да, женщина может ездить автостопом и даже жить не дома», — объясняет Фидан.

Фидан делится опытом о своих поездках в соцсетях, и чем популярнее становятся ее путевые заметки, тем больше угроз она получает. В основном, угрожают мужчины, которые видят в ее поведении подрыв устоев. О том, как Фидан противостоит агрессии и чему учит своих последовательниц читайте в материале «Мейдан-ТВ» «Автостоп как бунт».

Отлучение от церкви

Лия Уклеба, художница из грузинского города Кутаиси, однажды решила высказаться о людях, «которые делают тысячи мерзостей именем религии». Лия нарисовала картину «Попытка самоубийства», которая, что называется, произвела эффект разорвавшейся бомбы. На полотне — беременная богородица, приставившая к виску пистолет.

«Это послание — о том, что мы заслуживаем остаться без бога. С моей стороны это была горькая шутка, над которой стоило бы задуматься», — объясняет Лия.

А еще художница хотела сказать, что пусть хотя бы «самая главная в христианстве женщина сама решит — родить ей бога, или нет».

Первой очнулась патриархия. Влияние Грузинской православной церкви в стране традиционно велико, и большинство местных жителей прислушиваются к мнению патриарха Илии Второго. А он сказал, что «такого оскорбления [чувств верующих] в Грузии еще не было» и в жизни Лии началась самая настоящая травля. Ей посвящали ток-шоу и акции протеста; ей угрожали убийством, изгнанием из страны и отлучением от церкви.

Сегодня Лия жалеет только об одном — что в ее жизни слишком много времени занимает быт и хозяйство и она не может полностью посвятить себя работе и создавать больше резонансных работ, которые заставляют общество задуматься.

«Только представьте, что было бы, если бы женщины могли забыть о рутине и тратить весь свой ресурс на творчество?»

О том, как Лие удалось очнуться от 20-летней творческой летаргии, читайте в материале JAMnews «Истории трех грузинских женщин, которые меняют мир вокруг себя»

Уничтожение работ

Многие женщины являются феминистками и разделяют все основные ценности феминизма, не отдавая себе в этом отчета. Но украинская писательница Евгения Белорусец не из их числа — к ней понимание феминизма пришло еще в детстве.

«Современный феминизм сосредоточен не только на правах женщин, он позволяет строить мосты между самыми разными правонарушениями», — говорит Евгения.

Именно поэтому она занялась проектом, посвященным украинским квир-семьям. «Это был очень сложный период для украинского квир-сообщества, было очень много нападений. Нужна была смелость, чтобы показать свое лицо и с фотографии взглянуть в лицо потенциальным дискриминаторам».

Евгения ждала подвоха с самого начала, но вскоре обнаружила, что общество в Украине более открыто, чем ей казалось. Однако через месяц на выставку напали представители праворадикальных организаций. 

«Они ворвались в Центр визуальной культуры, который тогда находился в кинотеатре Жовтень, избили охранника и разрезали работы. Вскоре я начала получать угрозы». 

О том, как Евгения вернулась к работе, и почему она считает возможным диалог с праворадикальными организациями, читайте в материале Громадского «Что значит быть феминисткой в Украине»

При поддержке «Медиасети»

Над проектом работали: Димитрий Авалиани, Надия Апенько, Софо Букиа, Гаджи Гаджиев, Нино Гамисония, Гюнель Мевлуд, Диана Петриашвили, Давид Пипиа, Ксения Савоскина, Севда Самедова, Лиза Сивец, Мария Спиридонова, Азиз Эльханоглу

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.