UAEN
Почему иностранцы снимают клипы и рекламу в Украине
22 ноября, 2017

На Youtube 15 ноября появился снятый в Киеве клип французского рэпера OrelSan на песню Tout va bien («Все в порядке»). Видео посмотрели почти три с половиной миллиона зрителей.
Украинская столица уже давно превратилась в съемочную площадку для иностранных брендов и музыкальных групп. Только за последнее время Киев появился в рекламе Apple, Diesel, Lacoste и др.
Чем привлекают украинские локации иностранцев, и действительно ли в Киев едут, «потому что дешево».

«Постсоветские красоты»

Одна из причин, почему в Украину едут иностранные режиссеры — это локации. К примеру, Подольско-Воскресенский мост, который появляется в рекламе Diesel и Mazda, или станция метро «Выдубичи», обыграна в ролике французского бренда Lacoste
Станции метро «Золотые ворота», «Житомирская» и аэропорт «Киев» облюбовала компания Motorola. Центральный железнодорожный вокзал и опять же «Золотые ворота» появились в свежем ролике Apple. Также среди популярных мест для съемок в Киеве —Воздвиженка, Крещатик, Европейская и Почтовая площади.

Иностранные музыкальные группы чаще всего выбирают пустыри Троещины. Среди них — датская певица MØ, британская альтернативная рок-группа Nothing but Thieves, шотландский певец Paolo Nutini и британская инди-рок группа The Foals.

Исследователь архитектуры и городского пространства Лев Шевченко объясняет такой интерес тем, что в последнее время появилась мода на подобную застройку.
«В советские времена в Киеве массово строилось типичные мрачные помещения. Сейчас Киев — это свободное место, где можно его найти в большом количестве. В России или Беларуси могут возникнуть проблемы с доступом к объектам, особенно в Средней Азии. Балтийские страны привели советскую застройку в порядок, теперь она там уютная и маленькая. А в Киеве достаточно масштабная, чтобы продемонстрировать ужас восточноевропейского жизни», — рассказывает Лев.

Среди мест, где проходили съемки, также есть Припять. Там сняли клип на песню Marooned легендарные Pink Floyd. Начинается клип со съемок космической станции, с которой открывается панорама Земли. А во второй половине клипа зрители попадают в заброшенный город после катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Лев Шевченко говорит, что в Киеве есть еще немало потенциально привлекательных мест, которые пока не были замечены. К примеру, недостроенный стадион у Ипподрома с большими цифрами на фасаде, театральный институт на Львовской площади, или недостроенная Левобережная — все это, по его мнению, может быть использовано в клипах, если эти объекты так и не достроят.
Исследователь архитектуры периода советского модернизма Алексей Быков в свою очередь считает, что современное состояние украинской архитектуры является некой «экспрессивной метаморфозой», образ которой вызывает интерес у режиссеров.

«Для кого-то, возможно, он (Киев — ред.), даже выглядит съемочной постапокалиптической площадкой. Советская архитектура, ее монументальность, масштаб и обособленность также является ярким образом для визуального ряда. Кроме того, в мире сейчас существует мода на советскую архитектуру. Возможно, клипы — один из шансов зафиксировать ее перед новыми метаморфозами или окончательным разрушением», — считает Алексей.

Режиссер монтажа Family Production Юрий Резниченко говорит, что 95% заказчиков — иностранные режиссеры.
«Первый продакшн в Украине появился для обеспечения локациями иностранных групп, которые хотели снимать постсоветские красоты. Сегодня новая реинкарнация этой моды. В общем, к нам приезжают за развалинами и советским очарованием», — считает он.

Владимир Яценко, генеральный продюсер агентства LimeLiteStudio, которое снимает рекламу для иностранных брендов, поясняет: дело также в доступности локаций.

«У нас можно снимать в метро, на вокзале, в аэропорту, в военных частях. Это не очень забюрократизировано, потому что в Европе с этим — ужас. Там часто вынуждены, например, воспроизводить интерьер аэропорта где-нибудь, а это слишком дорого и трудно. Мы же можем спокойно заплатить и снимать. Да, это будет ночью, будет много ограничений, но это возможно», — рассказывает Владимир.

Известный клип на песню DJ Shadow feat. Run the Jewels — «Nobody Speak», который выпустили в прошлом году, отсняли в Украинском доме. Громадское поинтересовалось стоимостью аренды такого помещения. Менеджер Украинского дома сказала, что фиксированная цена — 39 600 гривен ($1480) за 8-9 часов аренды.

«Не потому что дешево, а потому что качественно»

Владимир Яценко говорит, если раньше в Киев ездили только из-за локаций, сейчас иностранцы снимают даже в наших павильонах. По его мнению, причина в том, что в Украине — наилучшее соотношение качества и стоимости услуг.
«Самая низкая стоимость — от 30 тыс. евро до бесконечности. В зависимости от того, что снимаешь. Если два человека сидят в комнате и разговаривают, это будет стоить одну сумму. Если они сидят в аэропорту Борисполь на фоне взрывов самолетов — это совсем другой бюджет. За рубежом это минимум 50-60 тыс. евро. То есть разница по сравнению с Германией и Францией более чем в два раза», — рассказывает он.

Режиссер Андрей Бояр снимал клипы украинским исполнителям Кристине Соловей, группе Pianoбой, 5 Vymir, O.Torvald и многим другим. Говорит, что минимальный бюджет качественного клипа в Украине примерно $4-5 тыс..

«Но я не думаю, что иностранные группы экономят и поэтому едут снимать в Украину. Это просто что-то новое, модный тренд, кому-то прикольно к нам приехать, снять клип, а затем и сыграть концерт», — говорит Андрей.

Анастасия Буковская — генеральный продюсер Family Production. Последняя работа ее команды — реклама для итальянского бренда Diesel, снятая на недостроенном Подольско-Воскресенском мосту. Говорит, что заинтересовать иностранцев работать с украинцами — это большая работа: поездки на фестивали, презентации локаций и возможностей в производстве.
«В прессе много говорят о том, что у нас все очень дешево. Это неправильно. Мы называем это „cost effective“, то есть оптимальная цена и качество. Конечно это удивительные локации и возможности по технике, так как техника в Украине самая лучшая. Камеры, свет, оптика и самое главное — краны. Компания „Фильмотехник“ имеет собственные разработки и представительства в 38 странах, в том числе и в Америке. А машина „Russian Arm“ для съемки рекламы машин есть только у нас и в Лос-Анджелесе», — рассказывает Анастасия.
Она отмечает, что в Украине актерам массовых сцен платят около 10 евро в сутки, тогда как в Европе — около 100 евро.

Ирландский режиссер Брайан Дурнин, который сейчас работает над рекламными роликами в Украине, объясняет, что здесь его удовлетворяет все: и локации, и команда, и цена:
«Здесь можно сделать вещи, которые в Ирландии слишком дороги. Здесь это доступно и примерно настолько же качественно. То есть, за бюджет, который вы тратите, можно позволить немного больше. Также здесь люди работают больше часов, чем в Ирландии».
Поэтому среди основных причин популярности Украины — разнообразные и доступные локации, тренд на восточноевропейскую архитектуру, профессиональная техника, соотношение качества и стоимости и конкурентная работа продакшнов.