UAEN
Хроники украинской автокефалии: как РПЦ вторглась в Турцию и начала несогласованные службы на «канонической территории»
14 ноября, 2018

Александр Солдатов, специально для «Новой газеты»

Президент Петр Порошенко и Вселенский Патриарх Варфоломей подписали Соглашение «О сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским Константинопольским Патриархатом». Фото: ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ

На ступеньках ставропигии

Церковно-геополитическая драма с провозглашением автокефалии Украинской православной церкви неумолимо движется к развязке. 3 ноября президент Петр Порошенко подписал в Стамбуле с Константинопольским патриархом Варфоломеем загадочный международный договор, содержание которого разглашается лишь отчасти.

Первым результатом этого договора стал закон Украины о передаче Андреевской церкви в Киеве — знаменитого шедевра Растрелли — под представительство (ставропигию) Константинопольского патриархата.

Сама передача как будто состоялась 10 ноября, но автор этих строк, пришедший посмотреть на историческое событие, застал у Андреевского храма лишь женщину-охранника, туристов и капелланов Киевского патриархата, временно проживающих в стилобатной части памятника архитектуры. И капелланы, и женщина-охранник заверили, что служб в храме нет и в обозримом будущем не предвидится, потому что идут масштабные реставрационные работы, которые завершатся в 2020 году.

Андреевская церковь в Киеве работы Растрелли. Фото: TripAdvisor

Предстоятель и клир Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), чей кафедральный собор размещался в Андреевском храме до его передачи Константинополю, служат теперь литургию под открытым небом по большим праздникам на нижней площадке парадной лестницы, ведущей к храму. Со стороны это больше напоминает акцию протеста.

Предстоятель УАПЦ митрополит Макарий (Малетич), который в прошлом ревностно отстаивал идею «возвращения» Украинской церкви в Константинопольский патриархат, на завершающей стадии этого процесса вдруг встал в позу обиженного и сильно затормозил весь процесс предоставления автокефалии.

Предстоятель УАПЦ Макарий прежде был сторонником автокефалии, но теперь, после передачи Андреевской церкви Константинополю, сильно тормозит процесс. Фото: ПАТРИАРХИЯ УАПЦ

Во-первых, ему не понравилось, что власти без его согласия отобрали у УАПЦ единственный кафедральный храм в Киеве и передали его Константинополю.

«Конкурирующий» Киевский патриархат (УПЦ КП) располагает несколькими монастырями и крупными соборами в столице Украины, однако его «делиться» не просят.

Во-вторых, Макарий дал ряд резких интервью, в которых обвинил предстоятеля УПЦ КП в стремлении узурпировать власть в будущей объединенной церкви, в высокомерии и нежелании идти на компромиссы с УАПЦ. А ведь именно из этих двух — «раскольнических» в прошлом — юрисдикций Константинополь планировал сформировать 22 ноября объединительный Собор в Киеве…

«Константинополь — наш»?

Тем временем Московский патриархат (РПЦ) приступил к решительным действиям на «канонической территории» врага — Константинопольского патриархата, причем в самом его сердце, в Константинополе (Стамбуле).

11 ноября в храме святых Константина и Елены на территории генконсульства РФ присланный из Москвы священник Георгий Сергеев отслужил литургию в присутствии примерно 20 сотрудников консульства и прихожан. Раньше для подобных действий РПЦ испрашивала разрешения Константинопольского патриархата или откомандировывала своего священника в юрисдикцию Константинополя.

Викарий патриарха, митрополит Илларион (Алфеев). Фото: kremlin.ru

По логике РПЦ, которой она, в частности, руководствуется, отказываясь «отпускать» Украину, «канонические территории» являются незыблемыми и неприкосновенными, на одной территории может существовать лишь одна церковь. РПЦ, хоть и разорвала общение с Константинопольским патриархатом, но официально еще не провозгласила его еретическим или отпавшим от православия, поэтому по учению самой же Московской патриархии ее действия выглядят как раскол и вторжение на «каноническую территорию» другой церкви. 

Так Москва еще больше развязывает руки Константинополю для решительных действий не только в Украине, Беларуси или Молдове, чье подчинение Московскому патриархату исторически спорно, но и в самой РФ.

В московских церковных кругах говорят о разном количестве своих прихожан в Турции — от 50 тысяч до 1 миллиона. При этом подчеркивают, что грекоязычная паства самого Константинопольского патриархата в этой стране не превышает 2 тысяч. Сначала Москва делала ставку на маргинальную Турецкую православную церковь, возникшую в 1920-е на волне турецкого национализма и создания республики. Но теперь говорить о ней перестали, рассчитывая получить разрешение турецких властей на создание в стране прямой юрисдикции РПЦ. Она будет открывать свои приходы в Турции «до тех пор, пока Константинопольский патриархат будет находиться в расколе», заявил в эфире канала «Россия 24» глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев).

Примечательно, что ни в одном из официальных документов РПЦ нельзя найти утверждения, что Константинополь ушел «в раскол» — ведь он всегда был самостоятельной церковью, причем «первой по чести» в православном мире, и не подчинялся какому-то другому патриархату, от которого мог бы «отколоться»…

«Если раньше мы говорили, что не посылаем туда наших священников, потому что это территория Константинопольского патриархата, — продолжил Иларион, — то сейчас мы этого сказать не можем».

В обстановке секретности

Тем временем в Киеве полным ходом идет подготовка к объединительному Собору Украинских церквей для избрания нового предстоятеля, которому Константинополь и вручит долгожданный Томос об автокефалии. Подготовка эта, правда, скрыта от внешних глаз.

Уже два месяца в Киеве живут экзархи Вселенского патриарха, под их окнами даже проводились пикеты сторонников Московского патриархата.

Но побывать на службе, которую совершают эти экзархи, или прийти к ним на прием невозможно — их контакты с внешним миром сведены к минимуму. Так Константинопольский патриархат пытается избежать каких-либо опасностей влияния извне.

Президент Порошенко и Патриарх УПЦ КП Филарет. Фото: сайт президента Украины

Вместе с тем встреча, которую назначил президент Порошенко представителям православных церквей Украины, также стала предметом для очередного противостояния. 

Порошенко ожидал приезда представителей УПЦ МП в «Украинский дом», расположенный на Европейской площади в Киеве, а они ждали Порошенко в Киево-Печерской Лавре. В итоге встреча так и не состоялась. Глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП архиепископ Климент заявил, что сначала речь шла о том, что встреча должна состояться в Киево-Печерской Лавре и «Администрация президента знала об этом». В то же время в администрации заявили, что большая часть иерархов УПЦ МП «искала объяснение, чтобы не прийти (в Украинский дом)».

В УПЦ МП самая многочисленная, но и наиболее инертная паства, которая находится в состоянии «геополитической растерянности». Любопытно, что циркуляр с требованием явиться на эту встречу разослал епископам не предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий, а управляющий делами митрополит Антоний, бывший основным конкурентом Онуфрия на выборах предстоятеля в 2014 году.

Обеспокоенным журналистам в канцелярии Киевской митрополии УПЦ МП так и не смогли ответить, будет ли присутствовать на встрече сам Онуфрий и как он относится к тому, что подчиненный ему епископат собирает в Киеве другой митрополит. В действиях предстоятеля УПЦ МП последних месяцев чувствуется некоторая растерянность, а в узком кругу митрополит Онуфрий периодически делится мыслями об уходе на покой. Такие его намерения усилила пиар-кампания украинских СМИ, которые развенчали образ аскета-молитвенника, показав роскошную резиденцию, которую построил себе Онуфрий на Буковине.

С целью изучить обстановку на месте и провести консультации с епископатом УПЦ МП в Киев был направлен викарий патриарха Кирилла, ректор Московской духовной академии архиепископ Амвросий. Но 7 ноября украинские пограничники задержали его в аэропорту Жуляны и запретили въезд в Украину по крайней мере до 2021 года. 

В тот же день главный спикер УПЦ МП архиепископ Климент довольно резко отмел возможность переименования своей церкви в «Русскую православную церковь в Украине» — в случае, если она не поддержит украинскую автокефалию.

Вообще, риторика с обеих сторон по мере приближения к заветной дате 22 ноября становится все более жесткой… Правда, пророссийские СМИ уже перестали пугать украинцев перспективами кровавых «битв за храмы», но время от времени продолжают запускать фейки на чувствительные для верующих темы. Например, 12 ноября спикеру Киевского патриархата архиепископу Евстратию пришлось официально опровергать слухи, что объединенная Украинская церковь, вслед за Константинополем, перейдет на новый календарный стиль и будет отмечать Рождество не 7 января, а 25 декабря.

Кандидатуры на пост предстоятеля автокефалии

Самый болезненный вопрос в связи с предстоящим объединением — кандидатура предстоятеля автокефальной церкви. К сожалению, в этом вопросе также приходится ограничиваться слухами.

Самый свежий из них: Константинополю удалось убедить действующих предстоятелей УПЦ КП и УАПЦ Филарета и Макария не выставлять свои кандидатуры. Судя по тому, что ни одна из этих церквей не опровергает такие слухи, они близки к истине. Для обоих предстоятелей будут придуманы какие-то почетные титулы, что особенно важно для Филарета в его 26-летнем споре с Московской патриархией, успевшей не только «лишить» его сана, но и «предать анафеме». При этом раскладе весьма вероятным кандидатом становится выходец из УПЦ МП, решивший поддержать автокефалию.

Один из кандидатов на пост предстоятеля автокефальной церкви — митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий). Фото: сайт «Православная жизнь»

  • Чаще всего называют имя митрополита Винницкого Симеона (Шостацкого) — земляка президента Порошенко, умеренного националиста и кандидата № 3 на выборах предстоятеля УПЦ МП 2014 года.
  • Другой весьма популярный в украинском обществе кандидат от УПЦ МП — яркий интеллектуал, преподающий в США, архимандрит Кирилл (Говорун). Ему, правда, мешает отсутствие епископского сана.
  • Со стороны УПЦ КП — в случае самоотвода Филарета — наиболее вероятным кандидатом становится его официальный преемник, носящий ныне звание «патриаршего наместника», митрополит Епифаний, получивший образование в Греции.
  • Не исключаются и кандидатуры «варягов»: либо нынешних экзархов Константинополя в Киеве, либо служащего в Женеве архиепископа Иова (Геча), наиболее активно раздающего от имени своей церкви интервью на темы перспектив украинской автокефалии.

После столь масштабной работы, столь громких заявлений и столь катастрофических последствий для московско-константинопольских отношений любая затяжка с объединительным Собором и окончательным провозглашением украинской автокефалии может выглядеть как поражение.