UAEN
Киевский патриархат vs Московский: быть ли Украинской православной поместной церкви
24 апреля, 2018

Дмитрий Белобров

Каждый пятый украинец поддерживает идею объединения всех украинских православных церквей в единую Поместную Церковь. Этого же в ближайшие два-три месяца пытается добиться президент Украины Петр Порошенко, который обратился с просьбой о предоставлении автономии к Вселенскому Патриарху Варфоломею. Быть ли единой поместной церкви в Украине и как может выглядеть процесс объединения церквей — разбиралось Громадское.

19 апреля Верховная Рада Украины поддержала идею президента Петра Порошенко обратиться к Вселенскому Патриарху Варфоломею с просьбой о создании единой поместной украинской церкви.

Уже на следующий день письмо о предоставлении Томоса (церковный указ, который дает автономию церкви), отвез в Стамбул замглавы президентской администрации Ростислав Павленко.

23 апреля президент Петр Порошенко поспешил объявить на своей странице в Facebook: «Вселенский Патриархат начинает процедуры, необходимые для предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви».

Однако во Вселенской Патриархии конкретного ответа на обращение пока не дали, лишь подчеркнув, что письмо получено и будет рассмотрено:

«Получив от церковных и гражданских властей, представляющих миллионы украинских православных христиан, прошение о предоставлении автокефалии, [синод] решил поддерживать тесную связь и взаимодействовать с сестринскими православными церквями по этому вопросу», — говорится в сообщении.

Церковный раскол

Церковный вопрос — крайне болезненный для Украины. Разделение православной церкви началось в конце 80-х — начале 90-х годов. В 1989 году образовалась Автокефальная церковь, в 1992 году из-за раскола появился Киевский и Московский патриархаты — УПЦ КП и УПЦ МП. Последняя называет себя единственной канонической (т. е. такой, которая официально признана Вселенским Патриархатом), на том основании что она является частью Русской православной церкви (РПЦ).

УПЦ КП в Москве называют раскольниками, таинства церкви не признают, а главу, нынешнего патриарха Филарета (Денисенко), отлучили от церкви на Архиерейском соборе РПЦ.

К Вселенскому патриарху Варфоломею не раз обращались с просьбой предоставить украинской православной церкви автономный статус и общественные активисты, и представители церквей, и украинские власти. Последний раз — в 2016 году при участии первого и третьего президентов Украины Леонида Кравчука и Виктора Ющенко, которые ездили в Стамбул неофициально. Тогда Варфоломей их просьбу не удовлетворил.

Теперь добыть автокефалию пытается Порошенко. И сделать это он хочет к 1030-летию Крещения Украины-Руси, которое будут отмечать в июле.  

Реакции церквей

Представители церквей, религиоведы и активисты по-разному реагируют на перспективы получения автономии.

Лана Самохвалова, активист движения «За единую поместную церковь» (сама она — прихожанка УПЦ МП), говорит, что они четыре раза писали письма Патриарху Варфоломею и теперь с нетерпением ждут мая-июня 2018 года, когда, как ожидается, Патриарх будет выносить свое решение.

В последнем, четвертом письме, активисты вновь просят Вселенского Патриарха даровать Украине право на единую поместную церковь, так как «разделение церкви в Украине — трагедия».

Архиепископ Евстратий (Зоря), секретарь Священного Синода УПЦ КП, называет 19 апреля «радостным днем» и намекает, что та информация, которая у него есть, позволяет ему оптимистично смотреть на перспективу получения Томоса.

Верующие во время празднования Пасхи во Владимирском кафедральном соборе 16 апреля 2017. Фото: jovan

В УПЦ МП к действиям президента и Рады относятся подчеркнуто критично. В официальном заявлении говорят: церковь в Украине отделена от государства, а значит, не в компетенции чиновников— просить о предоставлении автономии украинской православной церкви.

«Вопрос предоставления церковной автокефалии относится к компетенции канонического права, а не к компетенции государственных законов. Автокефалия предоставляется Церкви, а не государству, а потому и право просить об этом статусе имеет Церковь, а не государство», — сказано в заявлении.

Кроме того, в УПЦ МП подчеркивают свое особое положение, как единственной канонической структуры и говорят о том, что УПЦ КП и УАПЦ попросту не существует. 

Архиепископ Климент (Вечеря), глава Синодального информационного отдела УПЦ МП, считает, что просьба о предоставлении Томоса — лишь политическая уловка:

«Очень похоже, что данная инициатива, как и предыдущие, является либо отвлечением внимания от более серьезных и насущных проблем, которые Верховная Рада не смогла решить до сегодняшнего дня, либо часть какой-то перманентной предвыборной кампании», — сказал он в комментарии Громадскому.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (РПЦ) митрополит Иларион Волоколамский также считает, что светская власть не может инициировать создание автокефалии.

По поводу обращения к Вселенскому Патриарху высказался и пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков, который заявил, что РПЦ против создания украинской поместной церкви.

Во всей этой истории, которая радует одних и возмущает других, подчеркнуто спокойно держатся представители Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Митрофорный протоиерей, руководитель Департамента внешних связей УГКЦ в Украине Олекса Петрив заявил:

«Молимся, чтобы это (объединение православных церквей в Украине — ред.) было побыстрее и без религиозных конфликтов».

По его словам, когда объединятся православные, можно будет говорить и об экуменизме (церковном объединении — ред.) православных и греко-католиков. 
Впрочем, до такого объединения украинским церквям пока далеко.

Чего ждать

В мае в Стамбуле должен пройти Синод, на котором может быть рассмотрен вопрос предоставления украинской православной церкви автономии. И тогда, по словам религиоведов, до июля она может получить автокефалию. ​

Религиовед Андрей Юраш, доцент Львовского национального университета имени Ивана Франко, в комментарии Громадскому поясняет: украинские церкви (представители УПЦ КП, Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и отдельные члены УПЦ МП, из тех кто изъявит желание), в свою очередь, должны собраться на Архиерейский собор, где будут определены правила единой поместной церкви, а также должны будут пройти выборы предстоятеля. Если вопрос предоставления автономии будет решен положительно, тогда предстоятелю объединенных церквей вручат Томос. ​

Однако, по мнению Юраша, процесс объединения церквей может занять не один десяток лет.

Как преодолеть разногласия

Впрочем, сколько представителей УПЦ МП захотят принять участие в Архиерейском соборе и затем присоединятся к объединенной украинской православной церкви — вопрос пока открытый. 
21 апреля УПЦ МП в официальном заявлении отреагировала на идею обратиться к Вселенскому Патриарху:
«Украинская Православная Церковь всегда выступала и выступает за восстановление церковного единства и за единую Церковь. Однако предложенный и озвученный властями способ достижения единства не соответствует каноническому праву Церкви и противоречит законодательству Украины. Ведь власть просит предоставить Томос об автокефалии единой церковной структуре, которой еще не существует. Именно поэтому считаем, что следует сначала преодолеть раскол, восстановить церковное единство, и только после этого можно ставить вопрос об изменении канонического статуса единой Православной Церкви в Украине».

Крестный ход УПЦ МП 27 июля 2017 года. Фото Александра Чернова

«Сегодня ожидать от Константинопольского патриарха, что он перечеркнет свою позицию предыдущих 25 лет как минимум наверное наивно», — подчеркивает архиепископ Климент (УПЦ МП), напоминая, что Патриарх Варфоломей неоднократно отказывал в предоставлении автокефалии. 
По словам архиепископа, рецепт по преодолению разногласий прост: глава УПЦ КП Филарет должен покаяться, прекратить называть себя патриархом, и таким образом восстановить единство православной церкви в Украине.

Просто православные

Пока в УПЦ МП воспринимают патриарха Филарета как раскольника, в Киевском патриархате уверены, что у него есть все шансы, чтобы возглавить единую поместную церковь. По словам архиепископа Евстратия (Зори), именно Филарета можно назвать творцом украинской церкви. 

«Мы опираемся на данные социологических опросов. Две трети тех, кто относится в Московскому патриархату, поддерживают идею единой поместной православной церкви. Но для них важно каноническое признание (УПЦ КП — ред.),» — заявил архиепископ Евстратий. Это произойдет автоматически, если Патриарх Варфоломей решит дать объединенной украинской православной церкви Томос. 

Согласно последнему соцопросу Центра Разумкова (ЦР), который был проведен в марте 2017 года, более 38% православных в Украине относят себя к УПЦ Киевского патриархата и 17,4% — к УПЦ (МП). Сторонников Украинской автокефальной православной церкви — 1,5% и более трети (35,7%) называют себя «просто православными». Почти треть украинцев (29,2%) считает, что надо сплотиться вокруг Киевского патриархата. Среди верующих УПЦ МП эту идею поддерживают 14%. Каждый пятый украинец поддерживает идею объединения всех в единую Поместную Церковь.

Религиовед, профессор Института философии им. Г. С. Сковороды Людмила Филипович уверена — автокефалии быть. Во-первых потому, что, по ее словам, Вселенский Патриарх не зависит от позиции Москвы и ведет самостоятельную политику, а во-вторых из-за того, что Россия за последние годы слишком дискредитировала себя на международной арене. И если решение будет положительным, православная церковь в Украине обретет самостоятельность впервые за 27 лет независимости.

Церковные расколы на

постсоветском пространстве

Конфликты между признанными и непризнанными православными церквями существуют и в других странах бывшего СССР.
Так, в Эстонии длительное время продолжается конфликт между Эстонской апостольской православной церковью, находящейся под юрисдикцией Вселенского Патриархата и Эстонской церковью Московского патриархата. РПЦ не признает ЭАПЦ, хотя возникла она на основании Томоса в 1923 году. Повторно действие Томоса было возобновлено в 1996 году Священным синодом Вселенского Патриархата. В ЭАПЦ — 60 приходов, при этом в ЭПЦ МП — 31. Эстонская православная церковь МП находится под канонической юрисдикцией РПЦ.

Белорусская церковь Московского экзархата не признает Белорусскую автокефальную православную церковь, не имеющую канонического статуса. БАПЦ появилась в эмиграции, когда сторонники автокефалии попросили УАПЦ (которая в свою очередь впервые появилась после Февральской революции 1917 года и выступала за отделение православной церкви от РПЦ) взять ее под опеку. в 1948 году в Германии был проведен собор, на котором объявили о создании БАПЦ. У церкви — немногим более 10 приходов в Европе, США, Канаде и Австралии. 

В Молдове существует Православная церковь Молдовы, как часть РПЦ, и Бессарабская митрополия, как часть Румынской православной церкви. Обе структуры конкурируют за приходы на территории страны.
В 1992 году Православная церковь Молдовы получила статус самоуправляемой от РПЦ. Тогда же и начались конфликты с Бессарабской митрополией, которая после епархиальной ассамблеи в том же году заявила о воссоздании отдельной Бессарабской митрополии и о переходе в Румынскую церковь.
В 2007 году ее руководство заявило о создании семи новых епископатов на территории, которые с 1944 года принадлежали РПЦ. 
В связи с этим и рядом других событий Священный Синод РПЦ выразил РумПЦ «решительный протест против нового вторжения в свои канонические пределы».
Сейчас у Бессарабской митрополии четыре епархии. У Православной церкви Молдовы — шесть.

Этот материал также доступен на украинском языке