UAEN
В Москву — на медведях: к чему может привести запрет транспортного сообщения с Россией
20 августа, 2018
7f4946bca8efdf4c3
Очередь на поезд на железнодорожном вокзале Киева, 20 августа 2018 года Фото: Громадское

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омельян анонсировал ограничения в транспортном сообщении с Россией. «В Москву будут ходить только медведи», — написал министр в Facebook, отказавшись прокомментировать, о каких именно ограничениях идет речь — по его словам, необходимо дождаться решения правительства. В то же время известно, что речь идет о запрете как железнодорожного, так и автобусного сообщения.

Громадское рассказывает, как такое решение может повлиять на жизнь россиян и украинцев.

Рентабельность и реальность

Александр (попросил не упоминать свою фамилию) ездит из Москвы в Украину раз в два-три месяца. В столицу РФ он переехал в 2016 году после женитьбы. В Украину часто ездит к родственникам и друзьям.

«Супруга и друзья без предубеждений относится к происходящему между странами, — рассказывает Александр о переезде в Россию. — Ну и на тот момент ситуация сложилась так, что работа позволяла переехать в Москву. Но оседать в Москве до конца жизни не планируем».

Для поездок в Украину Александр использует все виды транспорта, но чаще все же покупает билеты на поезд Киев-Москва, дорога в пути занимает около 14 часов. Рассказывает, что так делают многие: в поездах всегда много людей, а в плацкартный вагон билеты нужно брать за неделю-две — их достаточно быстро раскупают. В основном плацкартом пользуются те, кто ездит в Россию на заработки.

Георгий Чижов живет в Украине уже 10 лет, и в Россию также ездит довольно часто, не отказался он от таких поездок и после 2014 года. Для путешествий выбирает или самолет, или поезд — это, в первую очередь, вопрос удобства. Он тоже рассказывает — билеты на поезд Киев — Москва и Львов — Москва, разлетаются быстро, поэтому их нужно покупать заранее.

Прямое транспортное сообщение между Россией и Украиной за четыре года существенно сократилось. В мае 2014 года «Укрзализныця» объявила, что сокращает девять пар поездов в Россию. Уже в декабре того же года компания «Российские железные дороги» (РЖД) отменила четыре из пяти поездов в Украину. В РЖД сказали, что этот шаг связан только с низкой рентабельностью — и пообещали вернуть поезда, когда спрос снова вернется.

Билеты на поезда «Киев - Москва» и «Львов - Москва» нужно брать за неделю-две — их достаточно быстро раскупают (на фото — люди на железнодорожном вокзале Киева, 20 августа 2018 года). Фото: Громадское

В октябре 2015 года Украина отменила авиасообщение с Россией. Условием для возвращения российских самолетов Украина назвала отмену полетов в аннексированный Крым. Россия в ответ запретила украинским судам использовать российское воздушное пространство. Взаимный запрет действует до сих пор.

Сейчас добраться из России в Украину самолетом можно только через третьи страны. Удобнее всего это сделать через Беларусь — местный перевозчик «Белавиа» сразу после запрета организовал рейсы Киев—Москва через Минск. Дорога — вместе с пересадкой в Минске — занимает от 4 до 8 часов.

Добраться из России в Украину самолетом можно только через третьи страны. Белорусский перевозчик «Белавиа» сразу после запрета организовал рейсы «Киев - Москва» через Минск. Фото: Belarusian Airlines

Прямое сообщение между Россией и Украиной сохраняется в виде поездов и автобусов. В пресс-службе «Укрзализныци» Громадскому сообщили, что ж/д сообщение между Украиной и Россией обеспечивают 13 пар поездов. Из них 8 пар — это украинские поезда, 3 молдавских поезда, один поезд РЖД и один — АЖД («Азербайджанская железная дорога»). Конечные пункты этих поездов — Москва и Санкт-Петербург.

Автобусное сообщение более разнообразно — на сайте крупнейшего автобусного оператора Украины Busfor.ua есть рейсы почти во все города России, кроме наиболее отдаленных, таких как Владивосток и Екатеринбург. Еще один способ попасть в Россию — это сервис попутчиков BlaBlaCar.

Поезд Киев-Москва, купе — 3517,13 грн ($128)

Поезд Львов-Москва, купе — 4089,30 грн ($148)

Самолет Киев-Минск-Москва — от 8000 до 15 000 грн ($290-$542)

Самолет Киев-Минск-Санкт-Петербург — от 9000 до 25 000 грн ($325-$903)

Автобус Киев-Москва — от 550 до 1100 грн ($20-$40)

Автобус Киев-Санкт-Петербург — от 1300 до 2100 грн ($50-$75)

BlaBlaCar Киев-Москва — от 590 до 1000 грн ($22-$37)

Несмотря на то, что поезда в Россию всегда заполнены, в «Укрзализныце» (УЗ) говорят, что количество пассажиров этого направления уменьшается с каждым годом. «Если в 2013 году сообщением Россия-Украина было перевезено 5,1 млн пассажиров, то уже в 2014 — 2,2 млн; в 2015 — 1,2 млн; в 2016 — 1 млн пассажиров. В 2017 году УЗ перевезла 0,9 млн пассажиров», — рассказали Громадскому в пресс-службе ведомства. За 7 месяцев 2018 года поездами в Россию воспользовались 450 тысяч пассажиров — это на 89 тысяч меньше, чем в прошлом году. Впрочем, в УЗ уточняют, что в этом году отменили часть прицепных вагонов — и это тоже может быть причиной уменьшения количества пассажиров.

В целом количество выездов в Россию из Украины увеличилось, об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики Украины. В 2017 году в Россию украинцы выезжали почти 4,4 млн раз — это на 13,4% больше, чем в 2016 году. Впервые с 2014 года количество выездов в РФ стало расти.

По данным Федеральной службы безопасности РФ, в 2017 году в Украину приехало почти 2,3 млн россиян. Из них только 8786 ездили с деловым визитом, а 68 — в туристических целях, остальные же поездки были частного характера.

К чему приведет

Представители перевозчиков пока не комментируют предложения министра — как объяснил Громадскому первый вице-президент общественной организации «Украинский транспортный союз» Владимир Балин, все ждут официального документа, который прояснит ситуацию. Что касается рынка автобусных перевозок, то его можно разделить на несколько сегментов.

Первый — это международные компании, которые осуществляют перевозки на территории Украины. Они получают разрешение от государства, по дорогам которого следуют, на подобные поездки. Как поясняет Владимир Балин, в случае запрета автобусного сообщения, с этими разрешениями «нужно будет что-то делать». Балин не исключает, что их могут аннулировать.

Второй сегмент — это украинские перевозчики, которые работают легально и тоже получают разрешение от государства на подобные международные поездки.

Третий сегмент — это нерегулярные нелегальные перевозчики, которые работают без разрешения. «У нас запрещены международные перевозки автобусами, которые рассчитаны на меньше чем 20 пассажиров, — говорит Владимир Балин. — Речь идет о спринтерах, в которых, например восемь пассажирских мест и большой багажный отдел, где тоже могут сидеть люди. Насколько большой этот сегмент рынка — никто не скажет, потому что по всем документам они проходят как легковые автомобили».

Автобусы в Россию ездят каждый день почти в любой город, кроме самых отдаленных (на фото — рейсовый автобус Киев-Москва на киевском автовокзале, 21 августа 2018 года). Фото: Громадское

По данным УЗ, за первую половину 2018 года, компания получила 177,580 млн гривен ($6,5 млн) прибыли от сообщения с Россией. Министр инфраструктуры Владимир Омельян заявил, что украинские перевозчики не понесут убытков от запрета. По его словам, те поезда, которые ездили в Россию, могут выполнять перевозки по Украине или в Европу. «Они будут генерировать такую же прибыль или даже большую прибыль от перевозок в ЕС», — убежден министр.

Однако с ним не согласен бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава. «Поезда, которые ездят в Россию, не могут ездить в Европу — из-за разницы в ширине колеи», — пояснил Кава Громадскому. Что касается прибыли от поездок по Украине, то она не сможет заменить прибыль от международных поездок, говорит эксперт.

«Возьмем маршрут Киев-Ужгород и Киев-Москва — это примерно одинаковое расстояние. Купейный билет по маршруту Киев-Ужгород стоит от 220 гривен ($8). Купейный билет в Москву — от 3000 ($108) гривен. Вот и считайте разницу», — говорит Кава.

По мнению экспертов, полный запрет сообщения с Россией приведет к нескольким последствиям. В первую очередь вырастет количество нелегальных перевозчиков. По словам Владимира Балина, сегмент нелегалов на «спринтерах» станет намного больше. Александр Кава подтверждает, что перевозчики уйдут в тень, но от поездок в Россию не откажутся — на них очень большой спрос.

Что касается железнодорожного сообщения, то, по мнению Кавы, возможно два варианта. Если сообщение сохранится через транзитные поезда — молдавский и азербайджанский — то в выигрыше будут именно эти страны. Особенно Молдова — по примеру Беларуси и «Белавиа», «Молдавские железные дороги» могут запустить дополнительные вагоны и увеличить доход. Ну а если Украина запретит и эти поезда, отмечает Александр Кава, то это может привести к ухудшению отношений с Молдовой. В любом случае, в первую очередь пострадают пассажиры, львиная доля которых — украинцы.

Александр из Москвы говорит, что запрет сообщения никак не повлияет на его поездки и даже на их частоту. «Для меня поездки в Украину скорее станут менее комфортными. Но вообще, люди как ездили, так и будут ездить. Например автотранспортом или самолетом через третьи страны», — говорит он.


При поддержке «Медиасети»