UAEN
«В оригинале Освенцима не было!»: как из компьютерной игры сделали провокацию и ссорят Украину с Польшей
6 ноября, 2018
Из компьютерной инди-«стрелялки» про лагерь смерти сделали политическую провокацию и ссорят Польшу с Украиной. Интервью с автором игры

Материал «Новой газеты» 

Автор: Ольга Мусафирова

Польский Институт национальной памяти обратился в окружную прокуратуру Варшавы с заявлением о возможном совершении нескольких тяжких преступлений. Первое, согласно соответствующей статье УК Польши, касалось оскорбления народа или государства польского. Второе было связано с пропагандой фашизма и с публичными призывами к ненависти по национальному признаку. Третье несло признаки оскорбления группы населения из-за ее национальной или этнической принадлежности. В прокуратуре сообщили, что следствие пока пребывает на этапе сбора доказательств. 

Кадр из трейлера игры. Уже удален / Youtube

Но популярная газета Rzeczpospolita заголовком своего материала уже фактически указала на преступников: «Хотят заработать на трагедии в Аушвице — украинская компьютерная игра под лупой прокуратуры». Такого сигнала как будто ждали сайты, называющие себя «антифашистскими», то есть, славящие «русскую весну» в Крыму и на Донбассе. Подхватили тему, предали в очередной раз анафеме «киевскую хунту» и бросились углублять ров, возникший между польским и украинским институтами памяти на поле исторических обид и конфликтов. Хотя ведь нет дыма без огня?

24 августа, как раз в день независимости Украины (так совпало), журналист Войцех Выбрановски из еженедельника Do Rzeczy написал в Twitter о том, что обнаружил в Сети тизер новой компьютерной «стрелялки», которую готовит к выпуску некая украинская компания Alien Games.

Место, где разворачивается действие игры с названием The Cost of Freedom («Цена свободы»), — концлагерь Аушвиц. Арка с роковой надписью мелькает в кадре, видны знакомые по хронике железнодорожные пути, вышки охраны…

Игроки могут, по желанию, перевоплощаться в нацистов, которые расстреливают заключенных и отправляют в газовые камеры, либо в узников, пытающихся завладеть оружием своих палачей, перебить их и вырваться за колючую проволоку.

Исход заранее не предрешен, все зависит от умений будущих «эсэсовцев» и «пленных».

За кадром, для большей реалистичности, звучат не только автоматные очереди, лай собак и душераздирающие крики, но и шовинистские реплики, а сам Аушвиц именуется «польским лагерем смерти».

Выбрановски сделал ремарку: точность найденной информации вызывает у него сомнения. 

Скриншот из «домонтированного» ролика об игре в лагерь смерти / Youtube

На YouTube стали возникать очередные выпуски анонсов, все жестче и жестче — например, сцена сожжения узников в газовой камере.

Их вывешивали в Сеть пользователи с учетными записями, появившимися буквально накануне. В обсуждениях соперничали два направления: кто виновен в Холокосте и антисемитизм во всей его мерзости. Чисто игровые компьютерные страсти предсказуемо ушли с радаров.

Важный момент: озвучка видео, созданного якобы украинским разработчиком, была на польском языке…

С помощью поисковых систем Выбрановски «вычислил» автора «Цены свободы». Оказалось, указанная в анонсе компания существовала в лице одного человека. Google указал на 34-летнего одессита Дмитрия Дыбина.

«…196 работ в портфолио, основная специализация — видео. К вашим услугам — инфографика, 3D-графика, монтаж, дизайн полиграфии. Опыт работы на рынке России более десяти лет», — значилось в резюме, которое Дмитрий когда-то в поисках заказов разместил на одном из российских специализированных ресурсов.

Именно этот момент стал определяющим в рассуждениях польского журналиста.

«Похоже на грубую российскую провокацию, которая подготовлена с использованием человека, который, по крайней мере, с 2012 года сотрудничает с российской компанией Studcinemafest Moscow», — заключил журналист.

Гибридная война приучила реагировать на подобные детали…

В тот же день депутат Сейма Юзеф Бринкус из праворадикального движения Kukiz’15 (возглавляет панк-рок музыкант Павел Кукиз) потребовал от властей обращения к официальному Киеву из-за «неправдивых формулировок в отношении поляков» в нашумевшем уже трейлере компьютерной игры.

Найти Дмитрия Дыбина в Facebook и потом созвониться с ним оказалось просто. От журналистов Дыбин не прятался, напротив, старался максимально подробно объяснить, что произошло.

«Провокатор делает монтаж и использует наши кадры для разжигания вражды»

— Если на YouTubе задать название игры The Cost of Freedom game, вас сразу выведет на канал польского пользователя с ником Pierro Coccо (итальянский киноактер первой половины ХХ века, — О. М.) Так получилось, что чаще смотрят не мои ролики (Дмитрий Дыбин на фото вверху, фото из личного архива / Facebook) c соответственной фирменной пометкой, а его, намеренно искаженные. Не наше видео, не наша озвучка, зато постоянно упоминается наша компания как производитель игры.

Перемонтированный ролик с наложенной музыкой и субтитрами, который автор игры считает злонамеренной провокацией

В оригинальных работах — тизере, трейлере — нет ни Освенцима, ни фашистов, ни других визуальных ассоциаций с тем временем, кроме, так сказать, соревновательного момента.

В шутере соперников неизбежно убивают.

И еще. В современной игре Battlefield-5, которая выходит на рынок, вообще предлагается играть за нацистов с нацистской символикой и убивать англичан…

Всегда было возможно играть за маньяков, убивать мирных жителей.

До сих пор, если возникали возмущения, то в рамках конкретной «стрелялки» и этических рамок дозволенного. Здесь же подняли политическую бучу… Кадр из трейлера игры, перемонтированного провокатором. Автор просит польскую прокуратуру найти его. Youtube

Окружная прокуратура Варшавы должна была бы направить свои усилия на поиск этого провокатора, Pierro Cocco, а не фактически подыгрывать ему.

Если рассуждать на таком уровне, то придем к выводу — убивать в компьютерных играх должно быть запрещено. Потому что вроде ставится знак равенства между человеком и персонажем!

Но в течение десятилетий в Counter-Strike игроки выбирают, за кого им быть. Внимание! За террористов или за полицейских. Причем у террористов есть возможность закладывать бомбы, взрывать их, захватывать заложников. Абсолютное доминирование тезиса «выступать на стороне зла», правда?

Пусть в Польше мою оригинальную игру запретят, если на то пошло. Но я против клеветы, против того, чтобы порочили мою репутацию и приписывали политический заказ.

— СБУ еще не проявила интерес к истории, что приобретает черты международного скандала?

— Нет, ничего не было. Обратятся — скажу то же, что и вам. Если запретят продвигать дальше «Цену свободы», я просто перестану ее делать.Кадр из трейлера игры, перемонтированного провокатором. Автор просит польскую прокуратуру найти его. Youtube

— А что, у нас существует официальный механизм запрета компьютерных игр?

— Есть площадки, которые сами решают, стоит выкладывать новинку или нет. Рынок решает.

— То есть, законодательно момент не закреплен?

— Нет. Хотя, думаю, механизмы, чтобы нажать и сделать разработчику больно, у государства в руках. И я сразу предупреждаю, что предпочту не издавать игру или представить ее совершенно в другом ракурсе. Но собственной вины, мол, кого-то оскорбил «стрелялкой», не вижу. Снова повторю: «Цену свободы» сознательно превратили в повод для провокации.

P.S. Я, как обещала, посмотрела оригинальные тизер и трейлер игры. Никаких реплик, тем более антипольских, не обнаружила, только вокализ под музыку.

Фигурки в полосатой одежде узников и униформа фигурок, изображающих лагерную охрану, конечно, вызывают определенные ассоциации.

Но к делу, тем более уголовному, их не пришьешь.