Поддержать

Все права защищены:

© Громадське Телевидение, 2013-2022.

Предвыборный гамбит. Пожертвует ли Порошенко обвиненным в коррупции другом ради президентства

Петр Порошенко, в случае переизбрания его президентом на второй срок, должен стать гарантом прозрачности расследования и беспристрастности суда по обвинениям в сторону одного из наиболее приближенных в его команде — Олега Гладковского (на фото — Порошенко с военными во время рабочей поездки в Житомирскую область, 21 декабря 2018 года).
Петр Порошенко, в случае переизбрания его президентом на второй срок, должен стать гарантом прозрачности расследования и беспристрастности суда по обвинениям в сторону одного из наиболее приближенных в его команде — Олега Гладковского (на фото — Порошенко с военными во время рабочей поездки в Житомирскую область, 21 декабря 2018 года).Фото: МИХАИЛ ПАЛИНЧАК/POOL

Десять лет назад Петр Порошенко пожертвовал общим бизнесом с Олегом Гладковским, чтобы сохранить корпорацию Roshen. Теперь он должен пожертвовать самим Гладковским, чтобы сохранить шансы на президентство.

Десять лет назад Петр Порошенко пожертвовал общим бизнесом с Олегом Гладковским, чтобы сохранить корпорацию Roshen. Теперь он должен пожертвовать самим Гладковским, чтобы сохранить шансы на президентство.

«Компаньон, который берется за реализацию проекта, в случае неудачи отвечает деньгами». По словам Игоря Кононенко, друга Петра Порошенко, именно таким принципом тот руководствовался в отношениях с бизнес-партнерами, с которыми объединился почти 30 лет назад.

В 2009 году Порошенко применил этот принцип к одному из них — Олегу Свинарчуку. Много лет они вместе владели корпорацией «Богдан», которая производит известные микроавтобусы. Автобизнес стремительно развивался и партнеры даже планировали построить завод в российском Нижнем Новгороде, но финансовый кризис 2008 года подкосил «Богдан», который к тому же должен был оплачивать кредиты.

Позже Порошенко рассказывал журналу Forbes Украина, что, учитывая обстоятельства, тогда вышел из автомобильного бизнеса. Свинарчук обменял свой миноритарный пакет акций корпорации Roshen на пакет Порошенко в «Богдане». Благодаря соглашению Порошенко больше не должен был в случае банкротства «Богдана» оплачивать долги корпорации. Через три года она остановила свой основной завод, зато Roshen продолжал генерировать прибыль, ведь люди продолжали покупать сладости.

Бизнес вверх

В 2014 году, когда Порошенко избрали на должность президента Украины, он дал Свинарчуку шанс попробовать себя в роли чиновника. Тот сменил фамилию на более благозвучную — Гладковский (девичья фамилия матери) и перешел из бизнеса на государственную службу.

Президент назначил его главой Межведомственной комиссии по политике и военно-техническому сотрудничеству.

С февраля 2015 года Гладковский был еще и первым заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова. По его словам, на этой должности он  отвечает за военно-промышленный комплекс и военно-техническое сотрудничество.

При президенте Порошенко дела корпорации «Богдан» улучшились, она начала поставлять автомобили для армии, запустила производство новых моделей, в частности, санитарного автомобиля «Богдан 2251». В первом полугодии прошлого года «Богдан» задекларировал 191 млн гривен ($7 млн) прибыли, хотя аналогичный период 2017 года был убыточным.

В прошлом году «Богдан» еще и реструктурировал кредитное соглашение с государственным Укрэксимбанком на 1,3 млрд гривен ($48 млн). Этот кредит концерн получил десять лет назад и теперь должен вернуть его до 25 декабря 2031 года включительно.

Согласно  сообщению Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Гладковский так и не передал в управление свои корпоративные права, поэтому имеет возможность управлять своим бизнесом, хотя это и прямо запрещено законом «о государственной службе».

large.jpg

Первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский (слева) во время заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины в Киеве, 18 февраля 2015 года. Фото: Владимир Струмковский/УНИАН

Карьера вниз

А вот к работе Гладковского-чиновника накопились вопросы. Сначала у журналистов. Началось все с того, что постепенно ключевые должности в системе государственных оборонных предприятий получили друзья и знакомые Гладковского.

Далее выяснилось: «Богдан» закупал часть комплектующих в России. После таких расследований в редакцию «Украинской правды» приходили сотрудники СБУ и требовали «снять публикацию».

В 2017 году о коррупции в системе оборонного заказа открыто заговорили чиновники. Государственная аудиторская служба официально сообщила, что за три предыдущих года зафиксировала финансовые злоупотребления на 12 предприятиях «Укроборонпрома» на сумму 558 млн гривен ($20,6 млн).

Тогда же коррупцией в оборонке заинтересовалось Национальное антикоррупционное бюро. Детективы Бюро задержали заместителя министра обороны Игоря Павловского. Его обвиняли в хищении 149 млн гривен ($5,5 млн) на схеме по поставкам топлива, в частности, компанией Trade Commodity.

Однако суд отпустил чиновника на поруки, тогда за него поручился и Гладковский. «Он (Павловский — ред.) всегда занимал активную позицию и стоял на защите государственных интересов», — объяснял тогда мотивы своего поступка Гладковский.

В прошлом году НАБУ сообщило, что расследует 22 уголовных производства, в которых фигурируют предприятия «Укроборонпрома». По информации Громадского, минимум в двух из них фигурирует фамилия Гладковского. Впрочем, пока правоохранители не передали дела в суд.

«Такие дела обычно расследуют долго так как есть международная составляющая. Деньги отмываются в несколько этапов с помощью офшорных компаний из разных юрисдикций, поэтому много времени уходит на то, чтобы получить ответы на международные запросы об этих компаниях», — говорит Елена Щербан, эксперт Центра противодействия коррупции.

Президент на обвинения его друга в коррупции не реагировал.

large.jpg

Заместитель министра обороны Украины Игорь Павловский во время заседания комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Верховной Рады, 12 июля 2018 года. Фото: ДМИТРИЙ РЕПЛЯНЧУК/ГРОМАДСКОЕ

Взрыв

25 февраля 2019 года ситуация изменилась. Материал журналистов Bigus.info превратился из масштабного разоблачения коррупции в фактор, влияющий на президентскую кампанию. Чтобы победить на выборах, Петр Порошенко сделал ставку на патриотизм и свою безальтернативность как единственного украинского политика, якобы способного противостоять Владимиру Путину.

Порошенко среди прочего позиционирует себя как строителя армии, которая остановила российскую агрессию. Он обещал: «Тому, кто будет воровать в армии — отрублю руки». Пришло время выполнять обещание.

В ночь с понедельника на вторник президент должен был сделать выбор: опровергать ли обвинения журналистов, как он это делал после публикации Panama papers, после расследования о его поездке на Мальдивы или после видео ночных визитов кума Путина Виктора Медведчука в Администрацию президента. Или же отстраниться от Олега Гладковского.

Петр Порошенко сначала публично избегал общения с журналистами о «ситуации с Гладковским». В 9 утра 26 февраля президент неожиданно провел совещание «руководящего состава сектора обороны» в Генеральном штабе. На официальной странице в Facebook Порошенко подчеркнул, что к военным пришел именно по их приглашению.

Выглядело так, что Порошенко решил «прояснить» армейцам, действительно ли руководство «Укроборонпрома» и его друг Гладковский зарабатывали на поставках техники для вооруженных сил, и причастен ли к этому сам президент.

Но по крайней мере во время публичной части заседания Порошенко никаких объяснений присутствующим в Генштабе не дал. Вместо этого он перечислял военным, сколько и какого оружия они получили за последние годы.

«Государство сегодня может поддержать Вооруженные силы, ставя приоритетом использование средств налогоплательщиков», — говорил Порошенко, будто ничего и не случилось.

Вспоминал ли Александр Турчинов, который тоже наведался в Генштаб, что выделенные на закупку и ремонт вооружений средства могли разворовываться, — неизвестно. Он выступал на закрытой для прессы части заседания.

В пресс-службах АП и СНБО Громадскому не ответили на вопрос, обсуждалась ли на заседании возможная коррупция при выполнении государственного оборонного заказа.

Неофициально собеседники Громадского в команде как президента, так и секретаря СНБО советовали «дождаться заявления Гладковского», а официальную позицию своих руководителей обещали дать уже потом.

В окружении президента утверждают, что для него факты, приведенные в расследовании, стали новостью и судьбу Гладковского он решил еще вечером понедельника, сразу после просмотра первых двух частей расследования.

«Он сказал, что Олега надо отстранить и очевидно, что это навсегда», — утверждает собеседник Громадского. Точно не известно, общался ли лично Порошенко на эту тему с Гладковским. Окружение президента утверждает, что они не встречались, однако не исключают, что бывшие бизнес-партнеры говорили по телефону.

large.jpg

Президент Украины Петр Порошенко (в центре) приехал на оперативные сборы руководящего состава Вооруженных сил Украины, Киев, 26 февраля 2019 года. Фото: Палинчак Михаил/POOL

Уже после завершения заседания в Генштабе, когда Порошенко вылетел в Одессу, где вместе со спецпредставителем США Куртом Волкером встречал американский эсминец «Дональд Кук», Гладковский обнародовал официальное заявление:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Коррупция в оборонке: о чем говорится в расследовании Bihus.Info, и как отреагировали журналисты и политики

«Чтобы предотвратить любые инсинуации, лично обращаюсь и в Главную военную прокуратуру, и в НАБУ с заявлением о скорейшей проверке всех изложенных в «расследовании» фактов, и дать ответы всему обществу и мне лично», — написал Гладковский и сообщил, что на время проверки просит приостановить его полномочия первого заместителя секретаря СНБО и главы Межведомственной комиссии по экспортному контролю. Правда, не уточнил, к кому именно обращается.

Почти сразу после этого пресс-секретарь президента Святослав Цеголко сообщил — президент поддержал решение Гладковского и призвал правоохранителей срочно проверить информацию по расследованию.

Вечером того же дня Петр Порошенко имел возможность ответить на вопросы журналистов. Он должен был принять участие в открытии форума «Оккупированный Крым. 5 лет сопротивления», но неожиданно отменил посещение мероприятия.

На момент публикации Петр Порошенко публично не упомянул ни Гладковского, ни расследование Bigus.Info.

Проклятые вопросы

Тем временем в команде президента искали, кто же тот «доброхот», который, по словам авторов расследования, передал им переписку фигурантов «схем» на предприятиях «Укроборонпрома». Ищут его исключительно среди «своих». На этот раз в неофициальных разговорах собеседники Громадского из команды Порошенко не упоминают о «российском» или «американском» следе, которые ранее традиционно были склонны искать в журналистских расследованиях.

Подозрения сразу же пали на олигарха Игоря Коломойского, а также на МВД и его главу Арсена Авакова. Коломойский открыто желает поражения Порошенко, Аваков — единственный из высокопоставленных лиц, публично не поддержавший выдвижение Порошенко на второй срок. Зато он уверяет, что на выборах будет играть роль арбитра.

Известно, что Порошенко в воскресенье встречался с Аваковым на заседании стратегического совета. Среди прочего, там будто бы приняли решение, что три «старые» силовые структуры — МВД, СБУ и ГПУ — должны публично заявить о сотрудничестве на выборах.

Еще один собеседник вспомнил, в прошлом году Юрий Луценко убеждал президента, что имеет достаточно доказательств, чтобы посадить Гладковского. Сам Луценко уже заявил, что Генпрокуратура «давно расследует» злоупотребления в оборонной сфере.

Собеседники Громадского, близкие к руководству ГПУ, предполагают, что переписка главных героев журналистского расследования Гладковского, его сына Игоря и их бизнес-партнеров получена без санкции суда, поэтому не может быть официально использована в качестве доказательства. Мол, иначе антикоррупционные органы уже давно вручили им подозрение.

По данным «Украинской правды» Специализированная антикоррупционная прокуратура еще утром 26 февраля открыла производство по материалам «Наших денег» по статьям 364 ч.2 — злоупотребление властью, 191 ч. 2 — растрата имущества должностным лицом, и 368 — получение взятки. Национальное антикоррупционное бюро Украины сообщило, что уже проверяет факты, изложенные в расследовании журналистки Леси Ивановой.

large.jpg

Министр внутренних дел Арсен Аваков (слева) и президент Украины Петр Порошенко в кабине вертолета после церемонии передачи вертолетов Airbus для Нацгвардии и Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, Борисполь, 21 декабря 2018 года. Фото: Лазаренко Николай/POOL

Призрак из Сингапура

Порошенко известен склонностью к «микроменеджменту» — стремлению погружаться в детали и контролировать процессы. Поэтому трудно поверить, что он не знал об обвинениях журналистов, чиновников и правоохранителей в адрес руководства «Укроборонпрома». Получается, эта ситуация могла его устраивать. Но речь идет о вопросах национальной безопасности.

Давал ли президент согласие на организацию контрабандной закупки запчастей из России, на которой, как утверждают журналисты, паразитировал сын Гладковского Игорь и его партнеры?

Какой будет дальнейшая судьба Гладковского?

Осмелятся ли правоохранители вручить ему подозрение в совершении преступления накануне выборов? Если, конечно, они подтвердят расследования журналистов.

Сейчас Порошенко только дистанцировался, но не отрекся от Гладковского. Тот до сих пор настаивает — он ни в чем не виноват. Сын первого заместителя секретаря СНБО называет обвинения безосновательными, а обнародованную переписку — «фейковой». И обещает судиться с журналистами.

В любом случае, судьба друга президента будет решаться уже после выборов, ведь за два месяца провести расследование и рассмотреть дело в суде физически невозможно. В случае проигрыша Порошенко он снимет с себя ответственность за судьбу своего друга. Зато, если его таки переизберут, Порошенко должен стать гарантом прозрачности расследования и беспристрастности суда. Иначе сразу даст оппозиции повод бороться за его отставку. Юлия Тимошенко решила не ждать выборов и требовать импичмента Порошенко немедленно.

19 июня 2014 года, выступая в Верховной Раде, Петр Порошенко цитировал бывшего премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю: «Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, они знают за что — и народ вам поверит», — посоветовал президент Виталию Яреме, которого парламент только-только назначил генеральным прокурором. Ярема никого не посадил и спустя год с должности ушел.

Первого из своих трех друзей Ли Куан Ю посадил на 23-м году своего 31-летнего правления. Петру Порошенко выпала возможность сделать это на пятый год президентства.

В отличие от бизнеса, в таком случае компаньон Порошенко за неудачу на государственной службе может поплатиться не деньгами, а свободой. Как, впрочем, и сам президент.

Этот материал также доступен на украинском языке.